Ещё

Биологи объяснили появление тёмных подводных колец

Учёные — по определению скептики, и потому их вовсе не устраивает версия, что загадочные круги на полях и кольца под водой оставляют инопланетяне. Если обитатели других миров действительно существуют и даже посещают нашу планету, то почему же они не выходят на связь?

Скорее всего, пришельцев на Земле нет, а значит, удивительные следы оставляет кто-то другой. Датских учёных давно интересовали чёткие окружности на морском дне, и они годами пытались выяснить, что же даёт такие подводные рисунки.

Первые снимки колец появились в 2008 году. Никто не понимал, откуда они там возникли, ведь под водой не обитают термиты, которые рисуют похожие картины в саваннах Намибии. В размерах подводные кольца не уступают ведьминым кругам термитов: некоторые из них достигают 15 метров в диаметре.

Из-за столь крупных размеров даже выдвигалась версия, что это кратеры от бомб времён Второй мировой войны. Однако позднее было установлено, что очертания окружностям придаёт морская трава взморник, в зарослях которой обитают мелкие ракообразные и рыбёшки.

Но к окончательному объяснению необычной формы роста этой травы учёные пришли лишь в конце 2013 года. Тогда профессор Марианн Холмер (Marianne Holmer) вместе со своими коллегами из университета Южной Дании (University of Southern Denmark) выяснили, что взморник вступает в реакцию с ядовитыми донными сульфидами, и из-за того возникают подводные круги.

В пресс-релизе Холмер объясняет механизм формирования подводных колец. Как правило, взморник растёт круглыми травянистыми коврами глубоко под водой и образует своеобразные зелёные островки.

Но на мелководье химия почвы немного другая — подводная глина у берегов богата ядовитыми сернистыми соединениями, которые разрушают траву. А поскольку самые старые и больные растения находятся в центре, они и вымирают первыми, оставляя вокруг себя тёмное кольцо.

Статья с подробными результатами исследования вышла в журнале Marine Biology.

Также по теме: Создателями «волшебных кругов» в Намибии оказались термиты Земной аналог чёрных дыр обнаружен в океане Космический аппарат сфотографировал гигантский подводный вихрь из планктона и водорослей Выбрать место обитания морским червям помогают бактерии В Техасе раскрыли тайну загадочного монстра Чупакабры