Ещё

Предок всех животных размером с песчинку

Этот невзрачный, похожий на губку организм, получивший название Otavia antiqua, был найден в горах Намибии, в отложениях возрастом 760 миллионов лет, сообщает National Geographic.

«Окаменелость очень мала, размером всего с песчинку», — рассказывает геолог Энтони Прэйв (Anthony Prave) из Сент-Андрусского университета (University of St. Andrews) в Шотландии, руководитель исследования.

Ученые обнаружили окаменелости на тонких срезах породы, причем некоторые срезы содержали тысячи древних существ. Из этого палеонтологи сделали вывод, что в то время Otavia antiqua жили на Земле в изобилии. Возможно, считают биологи, это первый многоклеточный организм, предшественник и динозавров, и нас с вами.

До этой находки первым многоклеточным животным (Мetazoa) считалась другая примитивная губка возрастом 650 млн лет. Основной признак ее — наличие клеток, дифференцировавших в разные ткани и органы. Теперь же появление многоклеточных животных отодвинулось примерно на 100 млн лет назад.

Прэйв и его коллеги полагают, что Otavia antiqua жила в теплой воде на мелководьях, например, в морских лагунах. Питалась микрогубка, скорее всего, микроскопическими водорослями и бактериями, пропуская их через свое пористое тело в центральную полость. В этой полости специальные клетки переваривали и всасывали пищу.

Судя по времени жизни Otavia antiqua, она пережила по крайней мере два периода сильного похолодания, которые получили названия «Земля-снежок» (snowball Earth), когда планета была почти полностью покрыта льдом. Несмотря на сильно меняющиеся внешние условия, сама губка практически не изменилась на протяжении почти 200 миллионов лет своего существования. Ранние и поздние окаменелости не отличаются по форме.

Предка всех животных ученые описали в журнале South African Journal of Science.

Это неполный текст новости