Ещё

Удержать Москву 

Предстоящее Мосгордуме утверждение Сергея Собянина мэром столицы будет чисто формальной процедурой, в которой не найдется места конфликту и интриге. Драматичный сюжет, всю осень увлекавший, в том числе, и далеких от политики людей, завершен. Скучная реальность при этом никуда не делась.

Отставка Лужкова и назначение Собянина сами по себе не решают пока никаких московских проблем: ни внутригородских, ни связанных с ролью столицы как безусловного политического центра России.

Понятно, что главная задача нового главы московской администрации подвести мегаполис к выборам конца следующего года и весны 2012-го в стабильном, хорошо контролируемом состоянии. Решение этой задачи облегчается тем, что у Собянина не будет никаких проблем во взаимоотношениях с федеральным центром. Надо полагать, ему достаточно легко будет решать и вопросы с руководством Московской областью ее губернатору Борису Громову во всех возможных спорных моментах останется только взять под козырек.

Центральные темы в связи с необходимостью обеспечить стабильность в ближайшие полтора года это, безусловно, социальная сфера, установление новых правил игры для чиновников и бизнеса, и состояние инфраструктуры, прежде всего транспортной.

Что касается неизбежного перераспределения влияния в бизнес-сфере, такая задача должна быть по плечу опытному администратору. Хотя бы потому, что никто не желает эксцессов при переделе, даже те, кто в этой ситуации скорее потеряют, чем приобретут. Легендарная же (во всех смыслах) московская коррупция обретет новые, возможно, более скромные формы с тем большей легкостью, что политически вопрос решен, и лишнее упрямство тут себе дороже.

Трудно представит, чтобы у близкого к Путину Собянина могли возникнуть сложности и в социальной политике, московские особенности которой обеспечивают симпатии пенсионеров и дотируемых бюджетников. Достаточно сохранять существующий общественный контракт, заключенный с ними лужковским правительством.

А при необходимости всегда можно прибегнуть к помощи федеральных денежных властей, которые в новой конфигурации не смогут не пойти навстречу нуждам Москвы, даже если это ухудшит ситуацию в России в целом.

Гораздо сложнее дело обстоит с транспортной инфраструктурой. Не только специалисты, предупреждающие о наступлении коллапса в этой области, но и московские обыватели наблюдают здесь стремительное ухудшение дел. Возникает вопрос: как долго Москва способна существовать в нынешнем полупарализованном состоянии? Между тем, какие-либо решительные действия по этой части обречены быть, мягко говоря, непопулярными. Нет, конечно, пробки никому не нравятся. Но даже просто акцент на расширение дорожной сети в Москве мало того, что затронет многочисленные коммерческие интересы (снос торговых центров у транспортных узлов, перенос офисов и т.п.), но и, как всякое строительство, усугубит проблему в краткосрочном плане.

Что уж говорить о необходимом, но социально опасном запрете бесплатных парковок, ограничении въезда в городской центр, и в целом о политике, направленной на удорожание пользования личными автомобилями?

А для системного решения задачи нужно еще изменять сам характер транспортных потоков, то есть выводить на окраины рабочие места, в том числе (а может быть, и прежде всего) клерков и бюрократов. Но и это не поможет, если одновременно не усилить связность, отсутствие которой заставляет даже между окраинами города передвигаться с заездом на третье кольцо.

Вице-премьер Шувалов пообещал, что Собянин сразу же начнет «превращать Москву в другой город». Это вряд ли. Практическая сложность, высокая конфликтность, а главное, неизбежно низкая популярность подобного рода решений заставляют сомневаться, что в ближайшие полтора года в этом направлении будут сделаны решительные шаги. Скорее всего, дело ограничится разного рода обсуждениями, слушаниями другими словами, поощрением гражданской активности (что тем более полезно при необходимости сохранения заглушки на активности политической), без конкретных последствий. В расчете на то, что окончательно за это время Москва не встанет.

Не стоит ожидать смелых инициатив и по другим, менее наглядным, чем транспортный, но таким же взрывоопасным вопросам ЖКХ, организации потребительского рынка и т.п., где рациональный подход тоже требует малопопулярных конфликтных решений.

Другой дело, что по окончании периода, необходимого для решения вопроса о власти, все эти непопулярные меры придется принимать, и тем более жестко, чем больше скажется на ситуации упущенное время.

Но сейчас главное удержать Москву.

 Ещё 7 источников 
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео