Ещё

Минпромторг предлагает повысить ввозную пошлину на обувь 

Министерство промышленности и торговли предлагает повысить ввозную пошлину на обувь с 10 до 16%. Эту меру начальник отдела организации легкой промышленности департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга Сергей Шумилин объяснил тем, что 80% рынка занимает обувь китайского производства. Однако повышению пошлин противится Минэкономразвития и сами участники обувного рынка. Эксперты уверены, что этот шаг заставит импортеров уйти в «серые» схемы и нисколько не поможет российским производителям.
Предложение, озвученное Сергеем Шумилиным, содержится также в проекте стратегии развития легкой промышленности РФ на период до 2020 года, разработанном Минпромторгом. Согласно тексту документа, в России в 2007 году темпы обувного производства сократились на 8% из-за удвоения учтенного импорта. Это, в свою очередь, было вызвано, по мнению Минпромторга, снижением ввозных таможенных пошлин на обувь. Пока эти предложения не вносились в правительство и не согласовывались с другими ведомствами, пояснили в министерстве. Против этой меры активно выступает Минэкономразвития: еще год назад ведомство предлагало снизить пошлины вдвое, а по ряду категорий вообще отменить их.
Гендиректор Национального обувного союза Наталья Демидова напоминает, что до снижения в 2006 году таможенных сборов на ввоз обуви действовали заградительные пошлины. «В 1996 году их повысили с 20% до 20% плюс 2 евро с пары, и в результате легальный импорт, который тогда составлял 130 млн пар, уменьшился в 4,5 раза, до 34 млн пар», — рассказывает эксперт. По ее словам, к 2008 году величина импорта не изменилась, поскольку за период действия запретительных пошлин импорт и производство обуви ушли в тень.
В 2006 году пошлина была снижена до 10%, но не менее 1,8 евро для обуви стоимостью выше 15 евро. В ценовом диапазоне до 15 евро пошлина составляет 2 евро за пару. Демидова и эти сборы называет высокими: «Суммарный платеж вместе с НДС составляет от 40 до 90% от стоимости пары». Она добавляет, что средневзвешенная пошлина на обувь сейчас составляет 20,4%, а не озвученные 10%. И все-таки снижение пошлин дало результат: за 2006-2007 годы бюджет дополнительно получил более $400 млн Легальный импорт увеличился в шесть раз, а внутреннее производство обуви выросло на 20%.
При этом российские производители вряд ли смогут обеспечить имеющийся спрос. По данным Росстата, в 2007 году они произвели 54,2 млн пар, при том что внутреннее потребление составило 520 млн пар. Таким образом, на 90% население России обеспечивается импортной обувью. «Возможности российского производства и структура потребительского спроса существенно различаются, — говорит вице-президент корпорации „Эконика“ Сергей Саркисов. — С 1998 года прекратили свое существование ряд отечественных обувных производств, а сегодня практически полностью отсутствует необходимая инфраструктура должного уровня». Он добавляет, что в нынешних условиях у российских производителей отсутствуют финансовые ресурсы для создания новых или модернизации старых производств.
Впрочем, замгенерального директора по экономике и финансам фабрики «Парижская коммуна» Михаил Белов считает, что действия Минпромторга направлены на сохранение внутреннего производства обуви. «В этом случае увеличится количество полуфабрикатов, завозимых в страну», — уверен он. По мнению Сергея Саркисова, импортная обувь в следующем году вырастет в цене из-за девальвации рубля. «Если к этому добавится еще и повышение пошлин, то стоимость обуви для потребителей может значительно повыситься».
Однако Белов считает, что повышение пошлин не скажется значительно на стоимости готовой обуви: «Повышение пошлины прибавит 5-7% к цене дорогой обуви, а на дешевой это и вовсе не отразится». С этим мнением соглашается и Наталья Демидова: «Цены не вырастут, но только потому, что все снова уйдут в менее затратные „серые“ схемы».
Эксперты обращаются к опыту стран Евросоюза, где запретительные пошлины спровоцировали недостоверное декларирование обувной продукции. «В Европе год назад в качестве временной меры были повышены пошлины с 4,8 до 16% на импорт кожаной обуви из Китая и на 12% на кожаную обувь из Вьетнама, — рассказывает Демидова. — В результате импорт из Китая снизился на 25% и на 30% из Вьетнама. Но на 1000% вырос импорт из Макао, на 1100% из Малайзии и на 1400% из Бангладеш», пишет РБК daily.
Это неполный текст новости
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео