Ещё

За время эволюции приматов из их генома исчезло 40 миллионов пар нуклеотидов

За время эволюции приматов из их генома исчезли около 40 миллионов пар нуклеотидов. Большую часть из них «пожрали» мобильные генетические элементы — транспозоны.
Основная трудность в изучении этих мобильных элементов — невозможность даже с помощью самого совершенного секвенирования точно оценить их количество, и тем более проследить эволюцию. Здесь на помощь авторам публикации в Proceedings of the National Academy of Sciences пришли результаты секвенирования генома приматов, позволившие проследить судьбы сразу двух геномов — шимпанзе и человека.
Они выяснили, что за время эволюции приматов из генома «исчезли» около 40 миллионов пар нуклеотидов, а во время эволюции человека — порядка 1 миллиона. Основной вклад в это внесли транспозоны Alu и L1, размножающиеся, прыгающие и встраивающиеся в различные участки ДНК.
На первый взгляд такое поведение должно было бы привести к увеличению, а не к уменьшению длины генома, однако такое заключение не учитывает феномена рекомбинации ДНК. Когда в двух расположенных рядом нитях ДНК есть одинаково «обрамленные» участки, то существует вероятность того, что эти нити обменяются стоящими посередине последовательностями. Представьте две последовательности: свободную L1-L1 и входящую в геном L1-A-B-C-D-E-L1, где L1 — транспозон, а A, B, C, D, E — значащие последовательности ДНК. Если они поменяются «внутренними» последовательностями, то A-B-C-D-E будут просто исключены из генома. Именно это и произошло с 40 миллионами пар оснований.
Это неполный текст новости