Ещё
Стая птиц сокрушила истребитель
Стая птиц сокрушила истребитель

Религиозное возрождение России вдохнуло новую жизнь в православные СМИ ("The International Herald Tribune", США) 

Sunday, December 21, 2008
Москва: К 1917 г., когда в России произошла большевистская революция, в стране издавалось почти 600 газет и журналов православной тематики. Все они были закрыты советским режимом в 1918 г.
Сегодня в стране, которая менее двадцати лет назад официально была атеистической, вновь появились сотни газет, журналов и бюллетеней о жизни крупнейшей в мире православной церкви. Кроме того, существует не менее 3500 православных сайтов. Некоторые священники ведут блоги.
В декабре, когда умер патриарх Алексий II, прямая телевизионная трансляция его отпевания велась почти целый день. Несколько дней шли показы документальных фильмов о его жизни и ток-шоу, в которых обсуждалась его кончина.
Когда журналист Сергей Чапнин, редактор официальной газеты Московского Патриархата, организовал в 2004 г. первый фестиваль православных СМИ, ему позвонил правительственный чиновник, чтобы осведомиться о предстоящем событии.
'Наверное, он думал, что в нем примет участие человек 50, — говорит Чапнин о первом фестивале, в котором участвовало 400 журналистов. — Я сказал, что есть около 500 публикаций, с которыми связано до 10 000 журналистов. На другом конце провода воцарилась тишина'.
Православные СМИ, как и сама Церковь, не всегда шли в ногу с Кремлем. Московский патриархат и большинство православных СМИ представляли войну в Грузии из-за мятежной Южной Осетии как трагическое недоразумение между двумя странами, которые объединяет одно православное наследие.
Владимир Легойда, главный редактор 'Фомы', самого влиятельного из православных глянцевых журналов, говорит, что после смерти патриарха его засыпали звонками из деловой газеты 'Коммерсант'.
'То, что они пришли к нам и уделяют очень активное внимание этой теме, это перемена, — говорит он, но добавляет: — Я хочу быть реалистом. Я понимаю, что общество нельзя изменить так легко и так быстро'.
Возрождение православия является тенденцией для светских СМИ и главной темой для группы новых изданий, обсуждающих вопросы веры с новообращенными и теми, кто еще ищет свой путь в церкви.
После 70 лет государственного атеизма и 20 лет, за которые страна последовательно пережила гласность, постсоветский хаос и возрождение российской гордости, русские все охотнее возвращаются к своим православным корням.
'Коммерсант' был школой журналистики для Юлии Даниловой, главного редактора православного иллюстрированного журнала 'Нескучный сад'. Его редакция находится в церкви на территории 1-ой Градской больницы в Москве и известна своей благотворительной деятельностью. Коллега по 'Коммерсанту', работающий с ней в журнале, — диакон Русской Православной Церкви. Еще одна ее коллега работала в 'Московском комсомольце', советской газете, превратившейся в таблоид, и светских глянцевых изданиях, но перешла в 'Нескучный сад', когда эта работа стала конфликтовать с ее углубляющейся верой.
Журнал Легойды 'Фома' назван так в честь апостола Фомы 'Неверующего', который не хотел верить в воскресение Иисуса, не притронувшись к его ранам. Большая икона, изображающая эту сцену, висит в комнате для переговоров в редакции журнала, которая выглядит как редакция новостей успешной университетской газеты.
В журнале работает около 30 человек, а его ежемесячный бюджет на все расходы и проекты, включающие в себя сайт и радиопередачу, составляет более 100 000 долларов. Финансирование осуществляется в основном за счет спонсоров, но часть денег дает также реклама и подписка.
'Фома' — самый успешный из православных глянцевых журналов, его тираж составляет 30 000 экземпляров, но он мал по сравнению со светскими изданиями. По словам Чапнина, тираж его газеты 'Церковный вестник' — около 20 000 экземпляров, как у ноябрьского номера 'Нескучного сада'.
Тираж успешных епархиальных изданий может составлять около 10 000, а других — провинциальных — в среднем около 3 000 экземпляров.
Если большинство таких журналов легче всего найти в церквах и магазинах религиозной литературы, то 'Фома' продается во многих киосках рядом со светскими изданиями.
Существование православных журналов поддерживается рекламой — прежде всего, икон и религиозной литературы. А финансовый кризис ударил и по православным изданиям, заставив их несколько затянуть пояса.
Легойда также возглавляет кафедру международной журналистики в Московского государственном институте международных отношений, школе будущих дипломатов.
Он начал ходить в церковь студентом в начале 1990-х. Потом, находясь на студенческом обмене в Калифорнии, он познакомился с панк-рокерами, ставшими православными монахами, и помогал им издавать журнал «Death to the World» ('Смерть миру'), в котором православная тематика обсуждалась с использованием панковской эстетики.
Вернувшись в Россию, Легойда начал обращаться к молодым людям вне рамок обычного церковного контекста. Он опубликовал сборник своих статей под названием 'Мешают ли джинсы спасению?'.
Сегодня, когда православие вновь укореняется в России, 'Фома' обращается к разным уровням религиозного скептицизма, говорит Легойда.
'Мы никогда не поучали, — говорит он. — Мы всегда говорили, что и у нас бывают сомнения. Но если раньше кто-то мог сказать, что он сомневается в существовании Бога, то теперь уже нет. Теперь у людей сомнения относительно того, ходить ли в церковь'.
Популярность православия создала новые проблемы.
'Сегодня человек с легкостью называет себя православным, но не меняет свою жизнь, — говорит он. — Православие, как и любая религия, означает изменение жизни'.
Это представляет собой особую проблему при освещении жизни звезд — как в православных, так и в светских изданиях — и вызвало дебаты об опасностях 'православных глянцевых изданий' и 'православном гламуре', а также абсурдные сопоставления, которые часто появляются, когда светские глянцевые издания затрагивают проблемы православия.
В 'Фоме' часто публикуются интервью со звездами, которые сегодня открыто говорят о том, какую важную роль играет вера в их жизни.
Данилову, редактора 'Нескучного сада', тревожит то, что глянцевые православные журналы рискуют свести религию к привлекательному образу жизни.
'Существует опасность того, что люди создадут себе очень милый православный образ жизни и на этом остановятся, — говорит она. — Печь правильные пироги, носить правильную косу, как в старые времена. Но это уход от проблем современной жизни'.
В 'Нескучном саде' публикуется много статей о милосердии, но он также пишет о других духовных и общих вопросах с точки зрения православного богословия и практики. В последних выпусках были материалы под заголовками 'Как выглядят ангелы' и 'Нужно ли судить коммунистов?'
Порой православие появляется в самых неожиданных местах. Среди обложек журналов, висящих на стене у Николая Ускова, главного редактора российской версии журнала GQ, мы видим нечто неожиданное: искусно украшенную почетную грамоту от патриарха Алексия II, полученную им за работу в качестве редактор католического раздела Православной энциклопедии. Она висит в окружении обложек GQ, на которых изображены Дженнифер Энистон (Jennifer Aniston) и Хью Джекман (Hugh Jackman).
Усков по образованию историк, до того, как стать редактором GQ, он был специалистом по истории христианства и монашества в раннесредневековой Европе. Но, по его словам, в России даже редактор глянцевого журнала не может уйти от православия, потому что оно стало частью жизни элиты.
'Церковь стала частью общественного ритуала, — говорит он. — Гламурные люди должны быть верующими, ходить в церковь, иметь дома иконы и совершать паломничества в такие места, как Оптина Пустынь и Валаам, и всем об этом рассказывать'.
Но в православных журналах публикуются материалы, которых никогда не найдешь в GQ.
'Наша тема номер один — это почитание 'новых мучеников', — говорит Легойда, имея в виду жертв большевистского и сталинского террора, погибших за веру и канонизированных Православной Церковью в 2000 г. — Совсем как в первые три века христианства люди в нашей стране в советские времена стали мучениками за веру Христову, многие погибли здесь мученической смертью'.
'Фома' пишет о мучениках в каждом номере. 'Это наше священное достояние', — говорит Легойда.
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Власов Тринадцатый (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Средневековое измерение Кремля (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Возвращение советского стиля? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Европа смердит аки дикий зверь (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Сталинизм: цивилизация ненависти и вражды (Общественная палата читателей ИноСМИ)
________________________________
Беседа с Патриархом ("The International Herald Tribune", США)
Ю. Шевчук: Сейчас Господь на небесах смотрит на Россию ("Эхо Москвы", Россия)
'Патриарх был просто чиновником Путина' ("Dziennik", Польша)
Это неполный текст новости
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео