Далее:

Дондоков Баир: идея фестиваля безумно интересна и оригинальна

— Баир Бато-Дугарович, расскажите о своем музыкальном произведении, которое будет исполнено на фестивале. Это что-то совершенно новое, с чем еще не знаком даже бурятский зритель? — Мой «Фортепианный концерт» — сочинение давнее, 1990 года. Тогда я, выпускник консерватории, жил на родине моего отца, в Агинском Бурятском округе, преподавал в местной музыкальной школе. За год до того пианистка Дарима Линховоин попросила сочинить для нее концерт, а Союз композиторов сразу включил это произведение, еще не существовавшее, в программу концерта бурятской музыки, который должен был пройти в Москве, в Колонном зале. Воодушевленный этим, я сел за работу. Прошла зима, весна, наступило лето — музыка не получалась никак, и я уже отчаялся. И тут приятель — хуварак, пригласил меня на трехсуточную службу — обряд «мани» в Агинский дацан (хурул). Надо было три дня и ночи безвыходно, с небольшими перерывами на принятие пищи и сон, находиться в дацане и участвовать в службе, в последние сутки нельзя было говорить и есть. Сначала я отказывался, но, в конце концов, согласился и не пожалел: через трое суток, на рассвете, я вышел за ворота дацана другим человеком. — Над чем вы работаете сейчас? Что, или кто, вас вдохновляет? — Самый лучший вариант — когда есть заказ и конкретные, жесткие сроки его исполнения. Виолончельный концерт был написан для моего друга по консерватории Олега Ведерникова, фортепианный — для Линховоин, ей он и посвящен. Мюзикл «Танец орла» о спортсменах-борцах был заказан Бурятским драматическим театром. Сейчас я готовлю материал для мюзикла, главными героями которого будут Петр Бадмаев, лейб-медик, придворный врач Николая II, и Григорий Распутин. — О чем вы сейчас мечтаете, что вам хотелось бы еще написать? — Хочу написать еще один концерт, для Мунко, отличного скрипача, студента Московской консерватории, сына моего сокурсника, монгольского дирижера Энхэ. — Что нужно для того, чтобы родился новый композитор? — Как дети в начале своей жизни полностью зависят от родителей, так и путь начинающих музыкантов — в руках их учителей. Мне повезло. Мой отец, музыкант, мечтал, чтобы я пошел по его стопам. Дома хранится моя первая нотная тетрадь, большая, в серой обложке, с карандашными каракулями, кривыми нотками, которые я выводил под его руководством. Когда учился уже в музыкальном училище, в Улан-Удэ после окончания консерватории приехал молодой композитор Ирдынеев, который собрал несколько ребят и стал заниматься с ними сочинением. Тогда впервые я узнал музыку Бела Бартока, взял в руки партитуры Пендерецкого и Лютославского. Ирдынеев, выдающийся композитор, мудрец, посеял в моей душе семена, которые взошли позже. Когда я поступил в консерваторию на факультет народных инструментов, он, напутствуя меня, сказал загадочные слова: «Сочинительство должно у тебя созреть». Только после трех лет учебы мне стал понятен смысл этих слов. Я снова сдал вступительные экзамены и вновь поступил на первый курс, но уже композиторского факультета, к замечательному профессору Пузею. А потом, уже в Москве, мне повезло заниматься у выдающегося композитора и педагога Беринского. Не только занятия, но и просто общение с такими людьми — большая школа. Найти своего Учителя — огромное везение, не только в музыке. Очень много я получил от своих друзей, сокурсников по консерватории, с которыми мы благодаря Интернету общаемся до сих пор, хотя и живем далеко друг от друга, в разных странах. — Что бы вы посоветовали начинающим музыкантам, молодым людям, кто хочет связать свою жизнь с миром искусства? Кроме таланта, какие черты характера, жизненные принципы могут помочь достичь успеха в творческой карьере? — В любом деле нужен большой труд и упорство. Надо ставить большие цели, не изменять своему выбору, быть открытым новому. — Музыка какого композитора вам ближе по духу? — Одного-двух выделить трудно. Есть любимые произведения, их много. Из классиков всегда готов слушать Баха, Шуберта, фортепианные сонаты Бетховена, симфонии Брамса, Берлиоза. Из опер очень люблю «Турандот» Пуччини, «Золотого петушка» Римского-Корсакова, «Пиковую даму» Чайковского, из музыки XX века — квартеты Бартока, оперы Прокофьева, симфоническую музыку Берга, Лигети, Ксенакиса. — Кто ваши любимые писатели? Какая книга произвела на вас впечатление? — Александр Пушкин, Хорхео Борхес и Базар Барадин. Из современных — залпом прочитал «Плексус» и «Нексус» Генри Миллера, «Самодержец пустыни» Юзефовича (о бароне Унгерне), «Неизвестный Мао Цзе Дун» Юм Джан. Люблю читать исторические книги и мемуары. — Бывали ли вы в Калмыкии раньше? — Мое первое соприкосновение с Калмыкией было еще в младенчестве. Со мной часто нянчилась и любила играть наша соседка, тетя Зина. Она весело подкидывала меня и напевала мелодию танца «чичердык», так рассказывала мама. Уже постарше я узнал, что тетя Зина — это Зинаида Наминовна Дамдинова, и она, оказывается, не бурятка, а калмычка. Это было необычно и интересно. Сейчас, к сожалению, этой веселой и приветливой женщины нет на этом свете. Много позже, когда в Улан-Удэ гастролировал ансамбль «Тюльпан», я своими глазами увидел «чичердык», этот зажигательный танец. В школе у меня появилась в коллекции почтовая марка с изображением улицы Элисты. Потом я был на премьере оперы «Джангар» Петра Чонкушова, поставленной в Бурятском оперном театре, слушал пение джангарчи Владимира Каруева, который был в Бурятии. Уже учась в аспирантуре, я обрел друзей из Калмыкии, и, наконец-то, впервые побывал в этой далекой от нас «Бумбын орон». Меня тогда поразило, что, проехав центр России, все время как бы углубляясь в него, через некоторое время оказываешься в восточной Азии. Понравились уличные скульптуры — очень выразительные. — Что вы ждете от фестиваля? — Жду ярких впечатлений от встречи с новой музыкой. Это само по себе всегда интересно, а ведь авторы фестиваля «Пентатоника» — не просто наши современники, а собратья по культуре. Вообще, идея фестиваля — услышать в одном зале симфоническую музыку различных регионов монголосферы — безумно интересна и оригинальна, такого фестиваля еще не было в истории. Я очень благодарен Аркадию Манджиеву за приглашение. Давно знал об этом талантливом композиторе и заочно следил за его творчеством. Мы познакомились совсем недавно и как-то сразу нашли общий язык. У Аркадия Манджиева не только музыкальный, но и, большой организационный талант, это нечасто встречается у людей нашей профессии. Придумать и организовать такой крупный музыкальный форум, найти соратников в этом деле и вдохновить их — очень непростое дело. Теперь очень хочу услышать его музыку. — Желаем вам интересных встреч, удачи и творческого вдохновения! Цаган КОЛАЕВА
Это неполный текст новости
Главное Бурятия Забайкалье Иркутск Еще 1 тег
Оставить комментарий