Далее:

Сам себе режиссер

ЕВРОФУТБОЛ ВНЕ ИГРЫ ЙОХАН КРАМЕР
Тучный мужчина средних лет с трудом влезает в старенький «Ситроен», выкрашенный в сине-гранатовые цвета, захлопывает держащуюся на честном слове дверь и начинает свой незамысловатый маршрут — 50 кругов в день вокруг самого большого стадиона в Европе — «Ноу Камп». Специальный счетчик на автомобиле показывает, что таких кругов водитель намотал уже более 80 тысяч…
История, поведанная этим летом голландцем Йоханом Крамером в фильме Johan Primero («Йохан Первый»), за несколько месяцев собрала массу поклонников и превратилась чуть ли не в документальное кино. «ССФ» поговорил с режиссером фильма и выяснил, где искать его удивительного героя.
Йохану Пуигу по прозвищу Йохан Первый 42 года. Каждый день он колесит вокруг домашней арены «Барселоны». От этого, по его мнению, напрямую зависят результаты команды. В 1973 году отец впервые посадил маленького Йохана в свою машину и сделал круг по периметру «Ноу Камп». В тот вечер «Барса» в гостях разгромила мадридский «Реал» (5:0). С тех пор подобные поездки стали еженедельной традицией.
Восемь лет назад отец Йохана скончался, и сын решил увеличить количество кругов до пятидесяти. Когда таковых в активе Йохана набралось уже 80 с чем-то тысяч, он повстречал девушку Пакиту, и ему пришлось делать выбор между долгом перед клубом и любовью. Об этом нам вкратце сообщает официальный сайт фильма http://www.johanprimero.com. Там же можно посмотреть трейлер и послушать музыку, что обычно играет у Йохана в автомобиле.
Романтичная концовка (конечно же Йохан выбрал Пакиту) вроде как не оставляет сомнений в том, что история вымышлена. Однако антураж происходящих событий (всем известный «Ноу Камп») и режиссерское прошлое Крамера (в 2002 году он снял документальный фильм о футболе The Other Final — «Другой финал») подсказывали, что не все так просто. Появившиеся не так давно в российском Интернете несколько заметок о Йохане Первом, которого якобы простые болельщики регулярно встречают в столице Каталонии, лишь усилили ощущение недосказанности этой истории. В конце концов, все точки над i расставил сам режиссер, согласившийся на небольшое интервью «ССФ». ЯН, КОТОРЫЙ СТАЛ ЙОХАНОМ
— Господин Крамер, так кто же такой Йохан Пуиг — реально существующий болельщик или плод вашего воображения?
— Понимаете, я хотел снять кино о роли ритуалов и суеверий в футболе. Ведь очень много людей буквально помешаны — в хорошем смысле слова — на каких-то своих приметах. Четыре года назад, когда я прогуливался неподалеку от «Ноу Камп», я подумал: почему бы вдруг не возникнуть такому болельщику, который на удачу ездил бы вокруг стадиона?
— То есть если я поеду на домашний матч «Барсы», у меня нет шансов обнаружить этого чудака?
— Ну наверняка в Барселоне, да и в других футбольных столицах есть болельщики со схожими заморочками, но человека с именем Йохан Пуиг вы там, прямо скажем, вряд ли встретите. Актера, исполнившего роль главного персонажа фильма, зовут Хосе Луис Адсериас. Собственно футболом он интересуется постольку поскольку — впервые вблизи стадиона он оказался как раз во время съемок.
— А кто же тогда пишет в Twitter под именем Йохана Первого?
— Я.
— Вам настолько близок образ человека, превратившего свою жизнь в один сплошной ритуал?
— По сравнению с Адсериасом, меня можно считать футбольным экспертом (смеется). Я болею за амстердамский «Аякс» и «Барселону», а в детстве был так впечатлен игрой Йохана Неескенса, что, когда мне исполнилось восемь, объявил всем в семье, что отныне меня зовут не Ян, а Йохан. С тех пор много воды утекло, но свое реальное имя — Ян Яспер я использую реже, чем творческий псевдоним Йохан Крамер. Вот и судите сами.
— В фильме есть момент, где появляется маленький мальчик Лео. Йохан Пуиг делает ему внушение, чтобы тот не расслаблялся и максимально использовал свой огромный футбольный талант. Намек на Лионеля Месси?
— Да, это своего рода дань уважения лучшему футболисту мира. БУТАН, КОТОРЫЙ ОБЫГРАЛ МОНТСЕРРАТ
— 2002 год для вас, как и для Йохана Первого, стал переломным…
— Можно и так сказать. Восемь лет назад вышла моя первая работа — «Другой финал». ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
В 2002 году с подачи Йохана Крамера и его друга — дизайнера Матайса де Йонга ФИФА согласилась организовать товарищеский матч между сборными Бутана и Монтсеррата. Именно эти команды занимали на тот момент соответственно предпоследнюю (202) и последнюю (203) строчки в официальном мировом рейтинге. Встреча прошла на высоте 2,3 тыс. м над уровнем моря в бутанской столице Тхимпху на центральном стадионе «Чанглимтханг», построенном в 1974 году специально для проведения церемонии публичного коронования Джигме Сингай Вангчука. Игра состоялась за несколько часов до финального матча ЧМ-2002 Бразилия — Германия. Со счетом 4:0 победу праздновали бутанцы. Документальный фильм «Другой финал» полностью посвящен этому событию.
— Догадываюсь, с какими трудностями вам пришлось столкнуться при организации столь экзотичного мероприятия. Знаю, что за несколько дней до матча пожилой тренер сборной Бутана скончался, а наставник Монтсеррата подал в отставку. Это, видимо, еще не все?
— В том и преимущество документального кино. Все происходит по-настоящему, ты никогда не знаешь, что случится в следующий момент. Удача отвернулась от обеих команд, и, в принципе, для фильма это был не худший вариант. Потому что мы постарались объективно показать, как обстоят дела в этих сборных.
— Перелет из Монтсеррата в Бутан, где состоялся матч, включает семь пересадок. Кто покрывал расходы на трансфер — ваша компания, ФИФА или национальные федерации футбола?
— Так как идея проведения игры принадлежит нам с Матайсом, все издержки мы взяли на себя. ФИФА лишь согласилась официально зарегистрировать матч. Мы нашли спонсоров из Японии, Италии и Голландии. Эти деньги пошли в том числе и на авиарейсы.
— Финал чемпионата мира смотрели, получается, в Бутане?
— Да.
— И, надо полагать, не на плазменной панели со стереозвуком?
— Это точно (смеется). Но мне, равно как игрокам сборных Бутана и Монтсеррата, которые составили компанию, удобства не были нужны. НЕЕСКЕНС, КОТОРЫЙ ЛУЧШЕ ДЕ ЙОНГА
— Перейдем к нашим дням. Финал ЧМ-2010 сильно разочаровал?
— Конечно, я расстроился. В третий раз на моей памяти мы проиграли решающий матч чемпионата мира. Это очень больно, но в то же время поразительно, так как все понимают, насколько мала страна Голландия.
— Кто-нибудь из нынешних голландцев (или иностранных футболистов) напоминает вам по стилю игры Неескенса?
— Частично Найджел де Йонг, но Неескенс был лучше.
— Да уж он, наверное, не проверял бутсами на прочность грудную клетку соперника…
— Если вы об эпизоде с участием Хаби Алонсо в финале ЧМ, то я не видел этого момента — как раз выходил в туалет (смеется).
— Лично знакомы с кем-нибудь из голландских сборников?
— Я участвовал в производстве рекламы одной известной спортивной компании, где задействовали как раз игроков сборной. Но чтобы поддерживать отношения — скорее, нет, чем да.
— На рекламе, надо полагать, заработали больше, чем на кино?
— Фильмы — это хобби. В них вкладываешь всю свою любовь и с надеждой ждешь реакции публики. Разбогатеть на кино сложно, да это и не самоцель в моем случае.
— Вы прямо, как Кустурица. Его «Марадона» собрал в Сербии всего семь тысяч долларов…
— Я не смотрел «Марадону».
— Каковы ваши ближайшие планы? Если вы следите за «Барселоной», то наверняка знаете о ее болельщике Джимми Джампе, который выбегает на поле во время матчей. Может, стоит снять фильм о нем?
— Есть мысль сделать новое кино, но, боюсь, оно будет не о футболе.
— Жаль. А то я хотел вам предложить на выбор несколько экзотичных тем о России. Испанский тренер, работающий в дальневосточной команде первого дивизиона; сложные погодные условия во время матчей (смог, снег); договорные игры…
— Спасибо за интересное предложение. Кто знает, может быть, когда-то я за это возьмусь…
Оставить комментарий