Ещё

Салат без палочек 

Популярный продукт подорожал вдвое.
Прошлогодний рост цен на мясо в 36% выглядит ничтожным в сравнении с двукратным подорожанием крабовых палочек. Их производители объясняют изменение ценников ростом цен на сырье, постоянно растущим курсом доллара и даже газовыми проблемами страны.
В январе прошлого года 100-граммовая пачка крабовых палочек Vici стоила 2 грн., сегодня, в зависимости от магазина, ее цена колеблется в пределах 4,84–5,4 грн. Крабовые палочки ТМ «Водный мир» за год также подорожали вдвое. Менее известные производители на столь радикальное изменение прайс-листов не идут, ограничиваясь ростом цен в 60%.
Удорожание своей продукции производители крабовых палочек объясняют ростом цен на импортное сырье, стремительной девальвацией гривни и даже повышением стоимости энергоносителей.
Крабовые палочки делают из сурими — это паста без цвета и запаха из фарша тресковой рыбы, стопроцентно импортный продукт. «Сырье мировых производителей выросло в цене. Второе — рост курса доллара. 200% роста цен можно объяснить уже хотя бы двукратным ростом курса доллара к гривне», — объясняет директор по экспорту компании «Аквавит» (ТМ «Водный мир») Андрей Шелест. «А еще электроэнергия, газ подорожали, пошлины на импорт поднялись», — вторит ему пожелавший остаться неназванным представитель компании «Пагото» (ТМ «Морская звезда»).
За прошлый год мировые цены на сурими действительно выросли на 30–50%. Однако ссылаясь на подорожание сырья, ни один из опрошенных «24» производителей не смог уточнить, откуда его импортируют и по какой цене. Не менее таинственным остается и состав крабовых палочек. «Когда (производители. — „24“) говорят, что сурими — мясо белой рыбы, — это неправда. Сурими — это смесь мяса с чем-то, и это „что-то“, к сожалению, не идентифицируется», — рассказывает президент Научно-исследовательского центра потребительских экспертиз «Тест» Валентин Безрукий. По его словам, рыбы в крабовых палочках от силы 10%; все остальное — крахмал и соя.
Учитывая это, подорожание крабовых палочек, скорее, можно объяснить монополизацией рынка, чем ростом цен на сырье и девальвацией гривни. Сегодня 95% украинского рынка контролируют три мощных игрока — «Аквавит» (ТМ «Водный мир»), «Вичунай» (ТМ Vici) и «Санта Бремор». Причем компания «Водный мир», по оценкам большинства участников рынка, является безусловным его лидером с долей около 60%. «Мы растем за счет сужения рынка продукции из Китая, за счет уменьшения доли конкурентов», — говорит Андрей Шелест. Уменьшение конкуренции и позволяет диктовать цены.
Уже несколько лет объемы потребления крабовых палочек в Украине стабильны — 30 тыс. т в год. Несмотря на это, в денежном выражении 2008 год оказался весьма удачным для компаний. «У нас объемы продаж в денежном выражении увеличились на 60%, а в натуральном остались прежние», — сообщил представитель компании «Санта Бремор».
Автор: Ирина Порецкая, «24»
Это неполный текст новости
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео