Студентов вывезут за МКАД в рамках борьбы с пробками 

На присоединенных к Москве территориях построят учебные кампусы для пяти крупных столичных вузов, которые переедут за МКАД до 2020 года. Такое решение приняла межведомственная рабочая группа при Минобрнауки РФ. Информация о проекте содержится в письме главы ведомства Дмитрия Ливанова российскому правительству (есть в распоряжении «Известий»). Предложения о переносе университетов — ответ на апрельское поручение Дмитрия Медведева оптимизировать федеральные и городские вузы и организовать учебные кампусы на присоединенных к столице территориях.

Проекты первых кампусов планируют утвердить уже в 2013 году, их строительство стартует осенью 2014 года. Согласно проекту, НИЯУ МИФИ получит 10 га, Московский государственный индустриальный университет — 2 га, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова — 20 га, Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА) — 5 га. К переезду готовится и НИТУ МИСиС — идею строительства кампуса для вуза рабочая группа поддержала, но сколько земли получит вуз, пока не определено.

Во всех кампусах будут учебные корпуса и жилье для студентов. В некоторых построят лаборатории, библиотеки и квартиры для преподавателей. Строительство предполагается за счет внебюджетных источников, поиск которых сейчас ведется.

Оптимизация вузов должна решить сразу две задачи: улучшить транспортную ситуацию в городе и повысить качество образования. 28% всех вузов, представленных в Москве, сосредоточены в Центральном округе — налицо «неоднородное распределение», говорится в письме министра. Ведомство также отмечает, что транспортная система Москвы перегружена из-за удаленности друг от друга учебных корпусов и общежитий.

Проректор по развитию имущественного комплекса МИСиС Олег Абросимов рассказал «Известиям», что вуз планировал переезд в Ленинский район, который недавно стал частью Москвы. Предполагалось, что на новых территориях в районе Коммунарки соберется весь институт — сегодня его здания разбросаны по городу. По мнению руководства МИСиС, на такой переезд может уйти около $800 млн  Полноценные кампусы получат не все вузы, участвующие в пилотном проекте.

— У нас будет не перевод, а расширение — строительство дополнительных площадей, — пояснил ректор МИРЭА Александр Сигов. Сегодня у МИРЭА общежития полностью отсутствуют.

По мнению Сигова, если бы переезд был полным, это могло бы развалить вуз — часть преподавателей не захотела бы уезжать из «старой» Москвы.

— Мы надеемся, что будет построено в том числе и жилье для молодых ученых, — заявил он. — Учебные корпуса тоже появятся. Мы постараемся составлять расписание так, чтобы преподавателям было удобно ездить из «старого» города в новые кампусы за МКАД.

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики тоже рассчитывает на переезд. Правда, у вуза есть шанс остаться в старой части города. Один из рассматриваемых вариантов — строительство заново всего университета в Нагатинской пойме, сообщил ректор вуза Ярослав Кузьминов.

— Сейчас у нас вдвое меньше помещений, чем нужно, — рассказал он.

— Если собрать вуз в одном месте, это во много раз повысит качество учебного процесса, — говорит Кузьминов. По его словам, московские вузы проигрывают иностранным, где студентам не приходится тратить время на разъезды по городу: они живут и учатся в кампусах.

— Студенты Высшей школы экономики тратят на дорогу от общежития до вуза 1,5 часа в один конец. В среднем за время обучения около одного года уходит на дорогу, — объясняет глава ВШЭ. Всего в Москве 1 млн студентов, они совершают за день 2–3 млн поездок, подсчитал Кузьминов.

Председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин уверен, что примеру первой пятерки должны последовать десятки других вузов в Москве, которым не хватает площадей в «старом» городе.

Помимо вывода ряда вузов за МКАД, Минобрнауки предлагает и другие способы решить проблему с пробками в Москве за счет учебных заведений. Сейчас ведомство разрабатывает критерии эффективности вузов. Университеты или их филиалы, признанные неэффективными, будут реорганизованы или ликвидированы для оптимизации транспортных потоков Москвы.

 Ещё 30 источников 
Читайте также
Видео
Больше видео