100 лет исполнилось российской гражданской авиации. Вспоминаем наши главные самолеты
Советский авиапром выпускал все, что могло летать, - от гигантских транспортников и широкофюзеляжных лайнеров до автожиров и беспилотников. И машины ведущих авиационных КБ отличались даже внешне. Как тонко подметил кто-то, "Туполев" - это строгость во всем, включая эргономику и дизайн. "Ильюшин" - мягкость, грациозность. "Яковлев" - стремительность, а "Антонов" - основательность и практичность.
Они были первые
Уже в начале 20-30-х годов советские авиаконструкторы делали все, чтобы подвинуть в небе иномарки - "Юнкерсы" и "Фоккеры". Первый советский пассажирский четырехместный АК-1 был сконструирован в ЦАГИ в конце 1923 года. Он развивал скорость до 146 км/ч и имел потолок 2200 м. Правда, на 1000 метров забирался... 16 минут.
АНТ-2 - первый наш цельнометаллический самолет. Планер и гофрированная обшивка были сделаны из кольчугалюминия - первого отечественного сплава для авиастроения. Прежде был только дорогой немецкий дюраль. Импортозамещение в действии! С 1925 года страна стала постепенно отказываться от иностранных машин.
Первый самолет-невидимка
По-2, впервые взлетевший 7 января 1928 года, стал самым массовым в мире бипланом. Всего построили около 40 тысяч машин.
Это легендарный самолет Великой Отечественной. Но По-2 успел повоевать и в Корее в 1950-х годах, уже в эпоху реактивной авиации. Американские летчики называли его неуловимым. Он летел слишком низко и слишком медленно для реактивных машин, а материалы, из которых был изготовлен (фанера и ткань), делали его незаметным для радаров.
Трагедия "Максима Горького"
АНТ-20 "Максим Горький" стал самым большим в мире самолетом с сухопутным шасси. Показательный факт: его принимала комиссия в составе 200 (!) человек. В июне 1934 года машину впервые поднял в воздух легендарный летчик Михаил Громов. Его слова: "Изумительный самолет".
Крылатая махина брала восемь членов экипажа и 72 пассажира. Но особенность в том, что это был агитсамолет. На борту электростанция, кинопроектор, библиотека, типография... В салоне ковры на полу, спальные каюты. Буфет.
Трагедия случилась 18 мая 1935 года. Во время полета, организованного для семей авиастроителей, по просьбе киношников истребитель И-5 попытался сделать мертвую петлю вокруг "Максима Горького". Но врезался в мотор АНТ-20. Катастрофа унесла десятки жизней и уничтожила уникальный самолет.
Влетел в книгу рекордов
Ан-2 - самый большой одномоторный биплан в мире. Первый полет совершил 31 августа 1947 года. В Книгу рекордов Гиннесса Ан-2 попал как единственный самолет в мире, который выпускают уже более 70 лет. Его производство продолжается в Китае.
- В Ханты-Мансийске в 70-е годы я пять лет работал на Ан-2, налетал на нем по северам 3 тыс. часов, - рассказал "РГ" экс-пилот "Боинга-777" Виктор Трошин. - Самолет настоящий солдат - летит куда угодно. На лыжах, на колесах, на поплавках. Командир мог сам сверху присмотреть площадку, сесть и взлететь.
Сравнили с НЛО
В 1956 году первый советский реактивный пассажирский Ту-104 приземлился в Лондоне. Запад был шокирован не только тем, что Советский Союз смог построить такой сложный самолет, но и уровнем его интерьера. Британская пресса сравнила произведенный эффект с приземлением НЛО. Когда на следующий день прилетел второй Ту-104, с другим номером, она написала: русские "перекрашивают номера на своей опытной машине". И тогда Андрей Туполев приказал прислать в Лондон сразу три Ту-104!
В декоре салона использовали полированную латунь и красное дерево. Американский пианист Ван Клиберн вспоминал Ту-104 как одно из чудес, поразивших его в СССР. Наряду с Красной площадью и московским метро.
Хрущев на Ту-114
Первый советский двухпалубный Ту-114 взлетел в ноябре 1957 года. Тогда это был крупнейший пассажирский самолет в мире. Когда летом 1959 года Ту-114 впервые прибыл в Соединенные Штаты, там 40 минут не могли найти подходящий трап. Пришлось подогнать самый высокий из имеющихся и на него поставить стремянку. А в сентябре того же года, тем же бортом, в США прилетел Никита Хрущев.
На тот момент Ту-114 еще не завершил эксплуатационные испытания. Это первый и последний случай в истории, когда правительство во главе с лидером страны решается на межконтинентальный перелет на борту не завершившей испытания машины.
"Толстого" не бояться!
Ан-22 "Антей" - самый большой в мире турбовинтовой самолет и первый в мире широкофюзеляжный самолет. Первый полет - в феврале 1965 года. Мог поднимать 60 т груза при максимальной взлетной массе 225 т. При своих огромных размерах "Антей" мог эксплуатироваться даже с грунтовых аэродромов. "Созданием этого самолета, - подчеркивал конструктор Олег Антонов, - был преодолен психологический барьер, связанный с боязнью очень "толстого" фюзеляжа".
Быстрее звука
Первый в истории сверхзвуковой пассажирский Ту-144 взлетел 31 декабря 1968 года. На два месяца раньше конкурента - англо-французского "Конкорда". Советский лайнер летал выше "европейца": 20 км против 18 км у "Конкорда". Быстрее: 2500 км/ч против 2300 км/ч. Был мощнее: поднимал 16 т против 13.
Но движки Ту-144 оказались слишком прожорливыми. Так, долететь до Хабаровска или Владивостока, как задумывалось, суперлайнер не смог. Он прописался только на маршруте из Москвы в Алма-Ату. Билет стоил 83 рубля 70 копеек. Обычный тариф был 62 рубля.
С "Бураном" на спине
Ан-225 "Мрия" стал самым огромным и тяжелым самолетом в мире. Размах крыла с футбольное поле, шесть мощных турбореактивных двигателей. Максимальная взлетная масса - 640 т. Для сравнения: у Boeing-747 - 442 т, у Airbus-380 - 560 т.
Советский гигант родился в рамках космического проекта "Энергия-Буран". В мае 1989 года Ан-225 доставил космический корабль "Буран" на авиасалон в Париже и произвел там настоящий фурор. На счету самолета 240 мировых рекордов, в том числе перевозка самого тяжелого груза (253 т), самого тяжелого монолитного груза (188 т) и самого длинного груза.
Для местных линий
Як-40 - первый в мире трехдвигательный турбореактивный пассажирский самолет для местных авиалиний. Разработан в 1960-е годы. В 1970 году за его создание ОКБ Яковлева была присуждена Ленинская премия. На середину 1972 года самолеты Як-40 налетали уже более 150 млн километров и перевезли около 7 млн пассажиров.
Борт N 1
Ил-96-300 - первый советский дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет. Смотришь на него, и создается ощущение мощи. Лайнер входит в десятку самых безопасных в мире. Специальный вариант разработан для перевозки президента России.
А первым советским реактивным межконтинентальным пассажирским самолетом стал Ил-62. В нем была реализована масса смелых конструкторских решений. Самолет мог безопасно завершить взлет при отказе одного двигателя, а крейсерский полет и заход на посадку - даже при отказе двух. Ил-62 служил "бортом N 1" для первых лиц от Брежнева до Ельцина. В 1995 году ему на смену пришел Ил-96.
Кстати
Первый в мире пассажирский самолет был спроектирован именно в России. В 1913 году в небо поднялся биплан "Илья Муромец". Инженеры Русско-Балтийского вагонного завода под руководством Игоря Сикорского заложили в его конструкцию новинки: впервые разделили салон и кабину пилота. На борту появились туалет и ванная, спальные комнаты. А на фото - Сикорский с императором Николаем II на борту "Русского витязя", четырехмоторного самолета, давшего начало тяжелой авиации.
Чем кормили в самолетах
В 1936 году начальство ГВФ распорядилось повысить качество обслуживания авиапассажиров. В самолетах появились буфеты. Первой стюардессой в 1939 году стала 20-летняя москвичка Эльза Городецкая. Ее называли буфетчицей. А в штатном расписании она значилась кладовщицей.
Полноценный сервис, c горячими обедами, появился в 1956 году на Ту-104. Бортовое меню включало отварное мясо, гарнир, свежие овощи, сыр, колбасу, икру, масло, фрукты.
В 1960-х, с приходом новых самолетов, визитной карточкой советского бортового рациона стала черная икра.
Известный сценарист и драматург Эмиль Брагинский, летевший на Ил-62 в Индию, в своих путевых заметках писал: "Если хотите поесть зернистой икры отменного качества, поднимайтесь на самолете компании "Аэрофлот" на высоту 8 или 9 тыс. метров. Вам подадут".
В конце 90-х меню первого класса сравнивали с ресторанным: черная икра, копченые мидии, осетрина, форель и семга, пармская ветчина с дыней, разнообразные сыры. На горячее - запеченная рыба, телятина, утка. На некоторых линиях пассажиров угощали шампанским "Мадам Клико".
Как все начиналось
Борис Елисеев, ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации, профессор:
- Почему 9 февраля 1923 года считается днем рождения нашей гражданской авиации? Именно в этот день было принято постановление Совета труда и обороны "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации". Была установлена обязательная госрегистрация и приписка к одному из аэродромов для воздушных судов и пилотов. Были определены порядок и условия полетов, а также многое другое.
Мало кто знает, что первые регулярные перевозки в советской России были организованы с помощью немецкой авиакомпании. Общество "Дерулюфт" было создано в ноябре 1921 года на основе концессионного соглашения. Весной 1922 года авиапредприятие запустило первую регулярную авиалинию Москва - Смоленск - Ковно - Кенигсберг, по которой перевозились почта и пассажиры. Уже через три года партнеры торжественно отметили налет первого миллиона километров.
По регулярности и безопасности полетов, культуре обслуживания линия считалась одной из лучших в Европе. По ней летали поэты Сергей Есенин и Владимир Маяковский. В 1935 году рейс Берлин - Москва продолжался 10 часов. Билет стоил 160 марок или 74 рубля.
В 1923 году было создано акционерное общество "Добролет". Первые акционеры были очень интересными людьми. Старые большевики, хорошо образованные, отличные управленцы. Некоторые с опытом дипломатической работы в Китае и Финляндии. Авиаторов среди них не было совсем! Зато были юристы. По учебнику одного из них училось мое поколение.
Следует отметить, что одновременно с "Добролетом" создаются две компании - "Укрвоздухпуть" и "Закавиа" со штаб-квартирами в Харькове и Баку. В 1925 году "Укрвоздухпуть" поглощает "Закавиа". В 1930 году "Укрвоздухпуть" вливается в "Добролет". Это понятно. Начинается отход от "новой экономической политики": дело идет к централизованному управлению отраслью.
В 1932 году было создано Главное управление ГВФ при СНК СССР, получившее чуть позже наименование "Аэрофлот". А в апреле того же года был утвержден первый Воздушный кодекс Союза ССР. Один из первых в мире сводных законов по авиации.
К 1935 году полеты осуществлялись уже только на отечественных воздушных судах.