В ЦАГИ разработали прототип системы активного демпфирования колебаний вертолетных лопастей
Для решения важной задачи уменьшения уровня вибрации вертолетов, ученые Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) разработали прототип системы активного демпфирования колебаний вертолетных лопастей. Такая система может быть внедрена в конструкцию перспективных российских многоцелевых вертолетов. Высокий уровень вибрации – одна из основных проблем при эксплуатации вертолетов, негативно сказывающаяся на прочностных характеристиках летательного аппарата, функционировании бортового оборудования и снижает уровень комфорта пассажиров. Работа проводится в рамках НИР «Порыв» Минпромторга РФ. В 2020–2021 годах система активного демпфирования вибраций была испытана в аэродинамической трубе Т 103 и на гоночной площадке ЦАГИ. В этом году разработку впервые исследовали в воздушном потоке аэродинамической трубы Т 104. Модель несущего винта, оснащенную демонстратором системы, установили на вертолетный стенд и испытывали на режимах висения и горизонтального полета. Учеными был получен широкий спектр экспериментальных данных. Испытания показали хорошие результаты. «При использовании нашей разработки перегрузка на лопасти уменьшается до трех раз. Сейчас мы осуществляем настройку системы в ручном режиме, а в реальном полете специальное бортовое оборудование должно автоматически фиксировать полетные характеристики винтокрылой машины, а также данные о работе несущего винта и генерировать необходимые параметры управления активным демпфированием. Подготовленная нами научная база в будущем поможет создать элемент интеллектуальной системы управления вертолетом», – рассказал ведущий инженер отделения норм прочности, нагрузок и аэроупругости ФАУ «ЦАГИ» Михаил Еремин. Следующим этапом станет создание алгоритмов управления системой активного демпфирования и формирование облика интеллектуального бортового оборудования.