Войти в почту

Десять лет истории науки: дюжина «туполей»

Позавчера в истории отечественной авиации — да и техники вообще — был знаменательный день. Век назад родилось конструкторское бюро Андрея Николаевича Туполева. За сотню лет под руководством Туполева — а затем его преемника — в КБ было создано очень много замечательных летательных (и не только) аппаратов. Бомбардировщики, аэросани, рекордные самолеты, пассажирские лайнеры. Наш проект «Десять лет истории науки» и Десятилетие науки и технологий решили отметить этот юбилей, отобрав дюжину выдающихся самолетов, созданных Туполевым и туполевцами.АНТ-1АНТ-1Первый самолет Туполева, совершивший свой первый полет 21 октября 1923 года. Одноместный, одномоторный. Здесь уже впервые использовался металл — кольчугалюминий, хотя в основном это был все-таки самолет из дерева и ткани. Ну и на всякий случай: «АНТ» означает «Андрей Николаевич Туполев».АНТ-2АНТ-2Менее чем через год после первого самолета, 26 мая 1924 года, в воздух поднялся АНТ-2, самый первый отечественный цельнометаллический самолет. Их уже было построено два экземпляра, а помимо кабины пилота был предусмотрен салон для двух пассажиров. На АНТ-2 и сейчас можно посмотреть в Музее авиации в подмосковном Монино.АНТ-2 в музее МониноАНТ-20 «Максим Горький»АНТ-20 «Максим Горький»В 1932 году в СССР отмечался 40-летний юбилей творчества Максима Горького. Группа писателей и журналистов во главе с Михаилом Кольцовым загорелась идеей построить агитационный самолет огромных размеров в честь Буревестника Революции. И в итоге построили! Огромный, восьмимоторный, с кроватями в крыльях, библиотекой, фотолабораторией и буфетом. Увы, у чуда техники оказался короткий век: АНТ-20 «Максим Горький» пролетал чуть больше года. 18 мая 1935 года во время демонстрационного полета один из сопровождавших гиганта истребителей решил сделать мертвую петлю вокруг крыла. Ошибка пилотирования — и самолет И-5 рухнул сверху на АНТ-20. Погибло 49 человек… Впрочем, «упрощенные» версии АНТ-20, шестимоторные АНТ-20-бис, летали до 1942 года.АНТ-20-бисАНТ-25АНТ-25Как и «Максим Горький», АНТ-25 тоже был «самый-самый». Только не «самый большой». Другое название у самолета было еще короче — РД. То есть «Рекорд дальности». Впрочем, у Туполева не сразу получилось сделать рекордный самолет: из стен КБ вышли два борта с гофрированной обшивкой, которая не давала нужных характеристик. Молодой инженер ЦАГИ Макс Аркадьевич Тайц порекомендовал Андрею Николаевичу Туполеву обтянуть гофру полотном и покрыть аэролаком. Самолет сразу прибавил в дальности. И начались рекордные попытки. Правда, сначала у экипажа Сигизмунда Леваневского начались технические проблемы и самолет вернулся, но затем сначала экипаж Валерия Чкалова пролетел 9375 километров до острова Удд в Охотском море, а затем он же перелетел через Северный полюс в Ванкувер, штат Вашингтон. Чуть позже Михаил Громов с экипажем улучшил результат Чкалова, установив мировой рекорд дальности полета в 11 500 километров.Ту-2Ту-2Один из лучших бомбардировщиков Второй мировой (по соотношению боевых потерь к количеству вылетов) Туполев создавал в «шарашке», после ареста. У него получился отличный скоростной бомбардировщик, который, увы, не успел внести решающего вклада в победу: его выпуск начали слишком поздно. Однако во время войны успело повоевать около 750 самолетов. И, в отличие от «одноклассников» Пе-2 и Ил-4, Ту-2 остался в войсках и в производстве до 1950-х годов. А в Китае Ту-2 стояли на вооружении аж до 1982 года! 40 лет эксплуатации для самолета времен Второй мировой — это очень много. Впрочем, для самолетов Туполева это не предел.Ту-4Ту-4Сейчас, в период санкций, тема обратного (реверсного) инжиниринга стоит особо остро. 75 лет назад ситуация была похожей. Именно Туполеву поручили таким самым методом сделать копию американской «сверхкрепости» — бомбардировщика B-29. Начиналась холодная война и атомная эра, и ВВС СССР требовался отличный и дальний бомбардировщик, способный нести ядерное оружие. В 1945 году поручение скопировать «американца» Туполеву дал лично Сталин. Два года спустя первый экземпляр Ту-4 совершил свой первый полет.Ту-95Ту-95МСТем не менее, как бы ни был хорош В-29 или Ту-4, дальность его была недостаточной, чтобы «достать» до США и вернуться. Сразу несколько КБ начали разрабатывать новые самолеты. Туполев не захотел заниматься реактивным самолетом (тем более сверхзвуковым со стреловидным крылом) — и предпочел классическую схему. В 1952 году, еще при Сталине, взлетел самолет «95-1», будущий Ту-95. В 2022 году этот бомбардировщик, который вместе с современным Ту-160 составляет основу «воздушной» составляющей ядерной триады России, отметит 70 лет. Конечно, он модернизирован, напичкан современной электроникой, но факт остается фактом — это творение Туполева может оставаться в строю почти век. В ноябре мы расскажем о нем подробнее.Ту-104Ту-104На самом деле Туполев, конечно, не отвергал реактивные самолеты — уже в том же году, что и Ту-95, в воздух поднялся тяжелый реактивный бомбардировщик Ту-16 (к слову о долговечности — его китайская версия в строю и поныне). И уже тогда Андрей Николаевич задумался о том, чтобы сделать пассажирский самолет на его основе. Понятно, что бомбардировщик и пассажирский лайнер — две огромные разницы, но КБ Туполева справилось, и уже в 1955 году Ту-104 совершил свой первый полет. В мире это совершило эффект разорвавшейся бомбы — всего через 10 лет после кровавой, страшной войны СССР показывает мировой уровень гражданского самолетостроения. Более того: в 1956 году, когда Ту-104 вышел на линии, он был единственным в мире пассажирским реактивным самолетом: De Havilland Comet из эксплуатации вывели, а Boeing-707 еще не появился на регулярных авиалиниях.Ту-144Ту-144Еще один технический (и имиджевый) успех гражданского «Туполева» — это, конечно же, Ту-144. Первый в мире пассажирский сверхзвуковой реактивный самолет совершил свой первый испытательный полет перед самым Новым, 1969 годом — 31 декабря 1968 года, немного опередив британский Concord. Увы, на то время пассажирский сверхзвук был слишком дорогим, поэтому эксплуатация Ту-144 на регулярных линиях оказалась недолгой. Тем не менее это очень важный для отечественной авиации самолет. А еще он очень красивый. Недаром он снялся в одной из лучших советских кинокомедий — «Мимино» (впрочем, другие лайнеры Туполева тоже неоднократно снимались в кино, в том числе в «Невероятных приключениях итальянцев в России», где многие помнят посадку Ту-134 на шоссе, роль которого сыграла «загримированная» ВПП аэропорта Ульяновска).Ту-154Ту-154-Б2Перечисляя самолеты Туполева невозможно не упомянуть и самый массовый (и один из самых красивых) его пассажирских самолетов. Знаменитый «туполь» — без объяснения какой. Ту-154 поднялся в воздух на несколько месяцев раньше Ту-144, а эксплуатируется до сих пор. Недавно мы посвятили ему отдельную статью.Ту-160Ту-160Гордость дальней авиации, самый тяжелый боевой самолет в мире, самый скоростной бомбардировщик, «Белый лебедь» — или Блэк Джек по классификации НАТО — это все о самолете Ту-160, которому в прошлом году исполнилось 40 лет. Или меньше года в 2022 году — самой современной его модификации, Ту-160М2. Возможно, один из самых красивых самолетов в мире.Ту-204/214Ту-204/214Современный мир санкций заставил российский авиапром напрячь все собственные силы. И пока будет «разгоняться» производство «Сухого-Суперджета» с отечественными двигателями и полностью отечественного МС-21, второе рождение самолета Ту-204, разработанного в конце 80-х и поступившего в эксплуатацию в середине 90-х, будет очень кстати.Подписывайтесь на InScience.News в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram.

Десять лет истории науки: дюжина «туполей»
© InScience