Войти в почту

Изобретатель летательных аппаратов Сергей Сергеевич Неждановский в начале ХХ века работал в Кучино

По «советской» привычке в преддверии 7 ноября вспоминается «Марш энтузиастов», своеобразный гимн творчества, мотивация людей давних лет, идеалистов и созидателей, о которых мы всё чаще с ностальгией вспоминаем в наше непростое время, пронизанное прагматизмом и материализмом, от которого кое-кто готов уже лезть на стенку… Здравствуй, страна героев, Страна мечтателей, страна ученых! – пела страна. И поразительно, что множество творческих людей, родившиеся задолго до 1917 года, прожили долгую жизнь, непрерывно созидая, будто и не было на дворе никаких социальных катаклизмов! Одним из таких людей был Сергей Сергеевич Неждановский (1850—1940) — изобретатель, конструктор и исследователь в области летательных аппаратов. Он родился 9 (21) сентября 1850 года в Москве. В 1868 году с серебряной медалью окончил 1-ю Московскую гимназию. Это учебное заведение, согласно своему уставу, ставило перед собой две цели: первое — подготовка к университету, и второе (внимание!) — преподавание «наук начальных, но полных для тех, кои не имея намерения продолжать обучение в университете могли бы приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека». Кто из нас сегодня задумывается, какими должны быть указанные сведения? Их «обязательный набор», так сказать?.. В 1873 году Сергей Неждановский заканчивает физико-математический факультет Московского университета. Уже в студенческие годы начинает с упоением заниматься разработкой и испытаниями летающих моделей (в том числе изучением устойчивости и управляемости этих устройств), воздушных винтов, аэросаней, глиссеров и другой техники. Впоследствии будет признано, (а это нечасто бывает с русскими изобретателями), что именно Неждановский — автор ряда изобретений: моторных саней (1924), гребного винта для моторного судна (1926) и других. Некоторое время Сергей Сергеевич обучался в МВТУ, но не окончил его. Его властно тянуло к практической деятельности. Знаний уже хватало с избытком. В течение многих лет (до 1920 года) он сотрудничал с «отцом русской авиации», основоположником гидро- и аэродинамики. Николаем Егоровичем Жуковским, который был всего лишь на три года старше. В университете они, кстати, были одногруппниками! В 1880-x годах С.С.Неждановский исследовал различные проблемы создания реактивных летательных аппаратов, а в середине 1890-х годов предложил ряд оригинальных схем вертолётов (двухвинтовая с перекрытием несущих винтов, одновинтовая с аэродинамическим рулём, одновинтовая с рулевым винтом), предложив несущий винт с приводом от реактивных горелок, установленных на концах лопастей, и другие. Еще в 1883 он выдвинул идею самолета безфюзеляжной схемы, предложив размешать несущие части самолета (и, в частности, двигатели) внутри крыла его профиля, В 1890 он начал работать с воздушными змеями и планерами. Деятельность Сергея Сергеевича в эти годы зримо сопрягалась с работами Жуковского. Один, практик по большей части, и, другой, теоретик, они дополняли друг друга. Теоретические разработки Николая Егоровича как бы сопровождались каскадом изобретений Сергея Сергеевича. В 1890 году Жуковский написал два труда: «К теории летания» и «О парении птиц». Анализируя способность птиц держаться в воздухе с распростёртыми крыльями, он сумел доказать вероятность создания планера, который в состоянии сделать «мёртвую петлю». Двадцать с лишним лет спустя русский военный лётчик Нестеров впервые в мире выполнил на своём самолёте этот приём, названный в честь него «петлей Нестерова». В 1900—1904 годах Неждановский построил оригинальный летательный аппарат — «змей-планер». Такие воздушные аппараты (размахом до 10 метров) запускались в воздух, а затем освобождались от каната (который привязывался к нему) и летели несколько километров, как планер. Планеры Неждановского были настолько устойчивы, что он использовал их для фотографирования местности, а для этого разработал автоматический затвор к фотоаппарату. В результате этих исследований он первым обосновал условия продольной и поперечной устойчивости летательных аппаратов. Большое количество опытов с моделями планеров и самолетов, коробчатыми, этажерочными и воздушными змеями других типов позволило Неждановскому еще в конце XIX — начале XX в. установить ряд закономерностей и отработать схему самолета-биплана. К сожалению, самолет по схеме Неждановского не строился. Изобретатель обладал удивительным талантом опережать научную мысль Запада приблизительно на десять лет… В 1904—1906 годах Сергей Сергеевич работал в Аэродинамическом институте в Кучино и в знаменитом Центральном аэрогидродинамическом институте в Москве (1919—1929), основанном 1 декабря 1918 года Н. Е. Жуковским на базе Аэродинамической лаборатории МВТУ и Авиационного расчётно-испытательного бюро (РИБ). В 1919 году была присоединена кучинская аэродинамическая лаборатория, созданная Д. П. Рябушинским (КуЦАГИ). Оснащённая лучше, чем лаборатория МВТУ, она позволила расширить объём экспериментальных работ. Институт быстро вышел во флагманы отечественной авиационной науки, объединил вокруг себя цвет отечественных учёных и специалистов. Особо стоит сказать о, пожалуй, наиболее эффектном изобретении С.С.Неждановского: аэросанях. Еще в 1905 году журнал «Воздухоплаватель» назвал его аэросани, точнее, их предварительную разработку, — «санями с воздушным винтом для передвижения по снегу». Эти, первые российские моторные сани, были испытаны Сергеем Неждановским в 1916 году (по некоторым данным, в 1914). Это были сани с оригинальным «лыжно-цепным» движителем, впоследствии названным его именем. Идея состояла в том, что вместо гусеничной ленты использовали лёгкие ажурные цепи, звенья которых имели форму прямоугольных рамок, а поверх нижней ветви гусеницы устанавливались опорные лыжи. За счёт того, что всю массу снегохода воспринимали установленные внутри двух гусениц лыжи, удельное давление на снег составляло всего около 0,05 кг/см², достаточное для езды по любому снегу. Вскоре после того, как Неждановский первым оборудовал сани двигателем внутреннего сгорания, раскручивавшим воздушный винт, у него появилась масса последователей. В начале 1910-х аэросани перестали быть диковинкой уже не только в России, но и в снежных районах Австрии, Франции, Германии. А в 1908 году на московском заводе «Дукс» начали выпускать «лыжные автомобили» для продажи, которые гоняли по снегу со скоростью до 16 км/ч. Спустя несколько лет вместо аэросаней на заводе «Дукс» начали строить самолеты. Для многих конструкторов дорога в небо началась с аэросаней. Начиная с 1911 года пилоты машин с пропеллерами стали участвовать в различных пробегах и состязаниях. И неудивительно, что председателем жюри таких мероприятий нередко был как раз «отец русской авиации»: Николай Егорович Жуковский. В 1912 году аэросани выходят в широкую серию. По заказу военного министерства их начали производить на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Разработки боевых аэросаней Неждановского были востребованы и в 1941 году. Они были рассчитаны на двоих человек — командира машины, который в боевых операциях выполнял функции стрелка, и механика-водителя. Деревянный корпус был защищен броневым щитом спереди и имел люк для стрелка. Машина работала от 120-сильного авиадвигателя M-11Г и имела отличную маневренность: у аэросаней одновременно поворачивались (в разные стороны) передние и задние лыжи. Но в бою своё детище Сергей Сергеевич уже не увидел. Он умер в Москве 24 октября 1940 года, дожив до 90 лет! Записи С.С.Неждановского были обнаружены лишь в конце 1950-х годов, поэтому многие результаты его исследований не были использованы в практических разработках. Святослав Коновалов