Войти в почту

Разработанная в МАИ система индикации повысит безопасность пилотирования самолётов

Развитие авиационной техники неразрывно связано с постоянным совершенствованием средств обеспечения безопасности полётов. Сегодня умные авиационные системы гарантируют высокую точность и надёжность автоматического пилотирования, однако при управлении воздушным судном в ручном режиме ошибочные действия лётчика остаются наиболее частой причиной возникновения внештатных ситуаций. Минимизировать риск целого ряда ошибок, связанных с попаданием в зону атмосферных возмущений, способен разработанный в Московском авиационном институте прогнозный дисплей с системой визуализации полётной траектории на лобовом стекле самолёта.

Разработанная в МАИ система индикации повысит безопасность пилотирования самолётов
© Гражданская авиация

Разработкой дисплея занимались специалисты научно-исследовательской лаборатории «Пилотажные стенды и система «самолёт-лётчик» Александр Викторович Ефремов, Михаил Сергеевич Тяглик и др. Изначально он предназначался для решения задач, требующих высокой точности пилотирования, таких как посадка на палубу, облёт препятствий, дозаправка в воздухе.

В настоящее время завершается оценка эффективности дисплея для повышения безопасности полётов в условиях интенсивных и нестабильных вихревых воздействий. Например, инженер лаборатории Татьяна Воронка в своём исследовании доказала целесообразность использования данной системы при попадании самолёта в спутный след — вихревой поток, создаваемый другим летательным аппаратом.

Опасные вихри

Спутный след самолёта, особенно обладающего значительной массой, является серьёзной угрозой для других воздушных судов.

Влияние спутного следа на самолёт зависит от условий вхождения в него. Боковое воздействие вихря вызовет большую нагрузку на фюзеляж и крыло, что очень опасно с точки зрения повреждения конструкции воздушного судна. Но наиболее неблагоприятный вариант — попадание в спутный след при параллельном курсе. Это приводит к резкому крену самолёта то в одну, то в другую сторону, что при минимальном запасе высоты может обернуться входом в штопор. Чтобы избежать таких последствий, требуется быстрая адаптация экипажа к изменившимся условиям.

Не сбиться с курса

Проведённые экспериментальные исследования на пилотажных стендах МАИ показали, что при использовании прогнозного дисплея удаётся сохранить заданный уровень точности и безопасности пилотирования даже при попадании самолёта в сильный вихревой след на малом удалении от посадочной полосы. Работы стали частью Федеральной целевой программы, проводимой при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Восьмой рамочной программы Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий «Горизонт 2020».

На следующем этапе исследователи намерены проверить возможность применения системы на сверхзвуковом пассажирском самолёте. Напомним, что в 2020 году Московский авиационный институт совместно с Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н. Е. Жуковского и другими партнёрами стал участником консорциума научного центра мирового уровня «Сверхзвук» в рамках национального проекта «Наука».