Войти в почту

В Центральном аэрогидродинамическом институте приступят к испытаниям новой модели российского лайнера Superjet

В Центральном аэрогидродинамическом институте приступят к испытаниям новой модели российского лайнера Superjet
© Большая Азия

В Центральном аэрогидродинамическом институте провели день открытых дверей для журналистов

Центральному аэрогидродинамическому институту имени профессора Жуковского в этом году исполнится 105 лет. В честь столь важного события руководство института совместно с Российской академией наук провели День прессы. Его посетили более 60 представителей средств массовой информации.

Новости Большой Азии-846-05.jpg

Первым делом гостям показали самую большую в Европе дозвуковую аэродинамическую трубу Т-101. Её размеры внушительнее здания Большого театра, который мог бы поместиться в установке целиком. Трубу построили в 1939 году, и несмотря на столь почтенный возраст, работает она бесперебойно. Здесь проходили испытания все модели советских и российских самолётов, в том числе Ту, Ил, Як, в наше время — это МС-21 и SSJ-NEW (Superjet NEW). Как работает дозвуковая аэродинамическая труба, журналистам показали на примере купола парашюта.

Новости Большой Азии-846-08.jpg

Александр Чевагин, начальник отделения аэродинамики силовых установок ФАУ «ЦАГИ»:

«Вот вентиляторы, которые вы видите, и вентиляторы создают такой вот поток, один вентилятор, второй вентилятор, дальше 2 потока соединяются, а потом под давлением вентилятора всё-таки успокоенный поток выдавливается, и вы его видите сужение этого сопла и обеспечивает ускорение до нужной скорости».

Новости Большой Азии-846-10.jpg

От испытательной установки для самолётов – к тренировочным пилотажным стендам. Здесь асы отрабатывают сложнейшие режимы пилотирования. В том числе – всевозможные ситуации, с которыми может столкнуться боевой самолёт в воздухе. Здесь проходят подготовку и лётчики-испытатели перед выполнением сложных режимов полёта. А на этом пилотажном стенде ведётся обучение лётного состава. Экипаж отрабатывает функции и алгоритмы системы управления авиалайнером.

Новости Большой Азии-846-11.jpg

Сергей Баженов, начальник отделения динамики полёта и систем управления летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ»:

«Это отработка законов управления этих самолётов, выбор параметров рычагов управления, управления штурвалом, для того чтобы лётчику обеспечить наилучшие пилотажные характеристики».

А это вертикальная аэродинамическая труба Т-105. Диаметр её сопла – 4,5 метра, а скорость воздушного потока может достигать 40 метров в секунду. Впервые трубу запустили в 1941 году, и изначально она предназначалась для штопорных исследований.

Новости Большой Азии-846-14.jpg

Руслан Миргазов, начальник научно-исследовательского центра комплексных исследований и разработок винтокрылых летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ»:

«В дальнейшем потом в 1947 году уже началось не только исследование штопора, но и вертолётной тематики, а также исследовались и другие объекты – это дирижабли, спускаемые аппараты, то есть всё, что вертикально может падать».

С помощью вертикальной аэродинамической трубы Т-105 были решены многие задачи, которые возникали при разработке летательных аппаратов, в том числе винтокрылых. Спектр её возможностей огромен. Учёные ЦАГИ говорят, что именно благодаря испытаниям в Т-105 стало возможным исполнение фигуры высшего пилотажа «кобра» Пугачёва. Работать с такой установкой стремятся учёные не только России, но и других стран.

Новости Большой Азии-846-15.jpg

Руслан Миргазов, начальник научно-исследовательского центра комплексных исследований и разработок летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ»:

«Очень плотно мы работаем с КНР, особенно по самолётной и вертолётной тематике, их очень интересуют наши исследования, даже в Китае была построена такая же труба один в один».

В ЦАГИ, Центральном аэрогидродинамическом институте, уже более века исследуют всё, что поднимается в небо и выше: от дирижаблей до космических аппаратов. На основе полученных данных составляют рекомендации для развития российской авиации. По словам генерального директора ЦАГИ Кирилла Сыпало, в ближайшие годы отечественная авиационная промышленность увеличит производство новых лайнеров, которые смогут заменить флот европейских и американских гражданских самолётов в России. Также усилится сотрудничество в области аэрогидродинамики со странами Азии.

Новости Большой Азии-846-22.jpg

Кирилл Сыпало, генеральный директор ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН:

«Мы всегда сотрудничали со странами Азии, это Индия, прежде всего, и Малайзия. Достаточно много было интересных работ, в том числе и с корейскими партнёрами. Сейчас мы активно работаем с нашими партнёрами из Таджикистана и Узбекистана».

В апреле учёные из ЦАГИ получили грант на научную работу совместно с коллегами из Индии. Активное сотрудничество в области гражданских исследований ведётся и с китайскими коллегами.

Новости Большой Азии-846-24.jpg

Сергей Чернышёв, научный руководитель ФАУ «ЦАГИ», вице–президент РАН:

«Мы всегда работали с КНР, с учёными у нас даже есть свой совместный центр «The Chinese Aeronautical Establishment», который включает в себя порядка десятка институтов. Первые лица наши всегда дружат, очень дружеские связи. Совместные конференции, мы раз в год в Китае, раз в год здесь. Вот в этот раз на МАКСе будет конференция, у нас такие дружеские отношения. Очень приятно, что китайские товарищи за это время очень подросли, тут работа на равных, взаимную помощь и пользу получаем».

Новости Большой Азии-846-23.jpg

В 2022-м в российском авиастроении был взят курс на импортозамещение и технологический суверенитет. Так, в мае этого года начнутся испытания новой версии пассажирского лайнера SSJ-NEW (Superjet NEW), созданной полностью из отечественных комплектующих, включая двигатель, шасси, крепёж, остекление, композиты. В ЦАГИ отметили, что начальный ресурс лайнера оценивается в 10 000 полётных циклов. В будущем к работе планируют привлечь и китайских коллег.

Станислав Дубинский, начальник отделения ресурса конструкций летательных аппаратов центра прочности летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ»:

«Каждый элемент, который нагружает, жёлтого цвета цилиндр – это компьютер очень сложный, он требует компонентной базы серьёзной, электроники и комплектующих, мы здесь полностью под санкциями, пока мы нашли выход, но, конечно, это всё будет разворачиваться в сторону лидеров мировых, в первую очередь Китая».

За 105 лет существования ЦАГИ стал одним из самых авторитетных в мире научных центров. Там работают ведущие учёные страны, которые неоднократно избирались в состав Российской академии наук. Именно в РАН первыми узнают о планах и приоритетах развития института. И как сказал научный руководитель ЦАГИ Сергей Чернышёв, сейчас главное для института - не просто сохранить репутацию, но и двигаться дальше в решении тех задач, которые ставит страна.