Первые спутники Земли: Главархив - о том, чем знаменит конструктор Николай Пилюгин
18 мая 1908 года родился конструктор Николай Пилюгин, который приблизил покорение космоса. В Главархиве Москвы хранится личный фонд ученого. Материалы фонда передала в архив дочь конструктора Надежда Пилюгина в 2007 году. В фонде можно найти множество фотографий ученого, его родственников, деятелей науки и техники, делегатов съездов, зданий, сооружений, а также изображения ландшафтов планет. Кроме того, здесь хранятся статьи о Пилюгине, его письма, различные справки о работе в исследовательских институтах. Все это делает фонд Николая Пилюгина по-настоящему ценным для тех горожан, кто занимается исследованием или просто интересуется космической историей нашей страны.
Тернистая дорога к звездам
Родился Николай Пилюгин 18 мая 1908 года в Красном Селе в окрестностях Петербурга в семье выходцев из беднейших крестьян. Казалось бы, «звездной» карьеры мальчику ничто не предвещало. Отец его нес сверхсрочную службу в кавалерийском эскадроне придворных конюшен, а мать занималась домашним хозяйством. И хотя после Октябрьской революции эскадрон и был преобразован в конюшенную службу, и Алексей Пилюгин стал старшим кучером, когда мальчику исполнилось 10 лет, семья из-за трудного продовольственного положения переехала из столицы в Саратовскую область. Здесь в селе Ахтуба спустя год от тифа умерли сестра и мать Николая, а отец с оставшимися детьми в итоге вернулся в Москву на заработки. Окончив среднюю школу, будущий конструктор также поначалу работал в верховой конюшне только писарем, но настоящая судьба и призвание ждали его в совсем другой области. Так, в 1927 году юноша устроился слесарем в Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского.
Проработав около трех лет в аэрогидродинамическом институте, юноша поступил и отучился пять лет в МВТУ им. Н.Э. Баумана (ныне – МГТУ) по специальности «Точные приборы». Забегая вперед, стоит отметить, именно точность и стремление к комплексности при реализации технических решений помогли Пилюгину в будущем организовать уникальное научно-производственное объединение, в котором создание всего ракетного комплекса осуществлялось на одном предприятии. Но пока шел 1934 год, молодой специалист только закончил вуз и стал инженером в родном аэрогидродинамическом институте.
Первые изобретения
Получив высшее техническое образование, Николай Пилюгин сделал свои первые открытия в ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского. Тут им были разработаны и внедрены высокоточные самописцы для фиксации поведения самолёта в воздухе, а также ряд приборов для измерения параметров звукового потока в аэродинамической трубе.
Но с началом Великой Отечественной войны жизнь ученого меняется. Молодого конструктора вместе с группой других специалистов направляют работать в новый Лётно-исследовательский институт, созданный при участии ЦАГИ. Главной их задачей становится разработка и доведение приборов самолетной автоматики до заводского экземпляра, а также испытание автопилотов.
В 1944 году Николай Пилюгин впервые познакомился с работами немецких конструкторов в области больших ракет. Тогда он уже работал в НИИ-1. В институт для исследования были доставлены фрагменты ракеты Фау-2, найденные на территории освобожденных польских земель. Пилюгин вместе с группой других специалистов занимался восстановлением компоновочной и конструктивно-силовой схемы Фау-2. В следующие два года Пилюгин уже работал в Германии, где изучал приборы системы управления трофейных немецких ракет.
Главная задача
Пока Николай Пилюгин был в Германии, в Советском Союзе было положено начало работ по реактивному вооружению на базе нового НИИ-885 Министерства промышленности средств связи. Здесь и продолжил свою научную работу Пилюгин по возвращении на родину. Его назначили главным конструктором и начальником отдела автономных систем управления (СУ) ракет. Директором НИИ и Главным конструктором радиотехнических СУ был Михаил Рязанский. К этому времени уже сложился Совет главных конструкторов под руководством Сергея Королёва. В этот совет вошел и Николай Пилюгин.
Работа шла активно, и уже к середине 1950-х годов под руководством Пилюгина была разработана система управления для многоступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, первый удачный пуск которой был осуществлен 21 августа 1957 года. Сразу после первого пуска началась подготовка к запуску первого искусственного спутника Земли, что было успешно осуществлено 4 октября 1957 года. Также работали и над запуском последующих спутников, автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу. Но главной задачей, конечно же, был полёт человека в космос.
Пилюгин был одним из соратников Главного конструктора Сергея Королёва, участвовал во всех его разработках в области ракетно-космической техники, благодаря которым СССР лидировал в исследовании и освоении космического пространства. Системы управления, выполненные под руководством Николая Пилюгина, нашли применение на космических аппаратах: для мягкой посадки на Луну и Венеру, для спутников Луны, Венеры и Марса.
Память о Пилюгине
Вклад Пилюгина в развитие ракетной и космической техники был по достоинству оценен. В 1956 году за заслуги перед государством в деле создания новой техники он был удостоен звания Героя Социалистического Труда. За работы по успешному запуску Первого ИСЗ в 1957 году Пилюгину была присуждена Ленинская премия, а за работы по осуществлению полета Юрия Гагарина повторно присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Николай Пилюгин умер 2 августа 1982 года и похоронен на Новодевичьем кладбище. В том же году его именем была названа улица в Юго-Западном округе Москвы, а в 1997 году имя Пилюгина появилось в названии созданного им предприятия. В марте 2008 года Планетным Центром в Нью-Йорке утверждено название малой планеты (18293) Pilyugin=1978 SQ4, открытой в Крымской астрофизической обсерватории 27 сентября 1978 года астрономом Людмилой Черных.
«Если с другом вышел в путь»: Главархив – о документах по истории туризма из виртуального музея