Оптимизация авиапрома по Сердюкову приостановлена

В предыдущем номере «Аргументов недели» мы достаточно подробно описали ужасы реформы авиастроительной отрасли, начиная от вывода знаменитых фирм из Москвы на базовые авиазаводы в Казань, Ульяновск, Луховицы... А также вредоносные планы создания «единого» конструкторского бюро – взять и собрать на одной площадке все конструкторские коллективы. Скрестить «Ильюшина» с «Туполевым», «Сухого» с «МиГ» и «Яковлевым». Заодно освободить от бесполезных технарей золотую московскую землю. Но шум поднялся такой, что в КБ официально объявлено о приостановке разрушительной «оптимизации». В «Вертолётах России» этот номер удался – сначала Московский вертолётный завод и Опытное конструкторское бюро (ОКБ) им. М.Л. Миля выперли из Сокольников в подмосковное Томилино, затем туда же влили ОКБ «Камов» – в декабре 2019 года ОКБ было упразднено, АО «Камов» присоединено к АО «МВЗ им. М.Л. Миля», которое переименовано в АО «Национальный центр вертолётостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова». Возрастные сотрудники, естественно, никуда не поехали, по вертолётостроению был нанесён тяжёлый удар. И уже давно ничего не слышно про скоростной (до 430 км/ч) вертолёт Ка-92, модель которого показали на выставке HeliRussia-2009. Полёт прототипа должен был состояться ещё в 2018-м... А в США тем временем в 2015 году подняли и ведут к серийному производству скоростной вертолёт «Сикорский S-97» аналогичной «Камову» соосной схемы и толкающим винтом – явно копируя проект генерального конструктора, создателя знаменитой «Чёрной акулы» Ка-50 Сергея Михеева. А не стали бы сливать и объединять – глядишь, и полетел бы Ка-92. Сколько можно ехать на багаже гениальных предшественников? В этом году исполнится 60 лет со дня первого полёта знаменитого Ми-8. Что день грядущий нам готовит? Министр обороны Сергей Шойгу подгоняет ульяновских авиастроителей, требует выйти на выпуск 10 тяжёлых военно-транспортных Ил-76МД-90А в год. С позиций советского авиапрома – не так уж и много. Но надо понимать, что российское авиастроение так долго и усердно реформировали (проще говоря – гробили!), что чудом совсем не потеряли школу. Сейчас с натугой восстанавливаем, главное сегодня не делать резких движений. Экс-министр обороны и индустриальный директор авиационного кластера Анатолий Сердюков едва не организовал очередную трансформацию, после которой Минобороны долго бы ждали самолёты. В планах военных на крыле к 2030 году должно быть 250 Ил-76. Солидная армада, и десяток бортов в год – маловато будет. С учётом того что в прошлом году военному ведомству передали три машины, а в этом «Ильюшин» обещает уже пять, то в оставшиеся годы надо строить по 27 Ил-76. Скорее всего, речь идёт и о новых самолётах, и о модернизации стоящих на вооружении. Мощности заводской поточной линии рассчитаны на производство максимум 18 самолётов в год. Так что экспортным товаром Ил-76 вновь станет нескоро, надо сначала обеспечить мобильность собственных вооружённых сил, построить на его основе топливозаправщики Ил-78 и самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-100 «Премьер». Что в общем обидно, это упущенная выгода и потеря рынков сбыта. Кадры решают всё В Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации (ГосНИИ ГА) новый исполняющий обязанности генерального директора – Андрей Вячеславович Максименко, бывший глава Каширского района. Коллективу его представил глава Росавиации Александр Нерадько. История отечественного воздушного транспорта напрямую связана с деятельностью головной научной организации отрасли – Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИ ГА). Он организован в октябре 1930 года. За время работы институт обеспечил научное сопровождение работ по внедрению в эксплуатацию свыше 100 типов воздушных судов. В настоящее время структура ГосНИИ ГА соответствует задачам и целям, определяющим развитие гражданской авиации России на многие годы. В институте действуют 12 научных центров и один филиал, охватывающих широкий спектр направлений деятельности и исследований в области воздушного транспорта. Непонятное назначение! На этой должности должен быть, как минимум, свой человек для отрасли. С 2006 до 2018 года ГосНИИ ГА возглавлял известный учёный в области прочности авиационных конструкций и поддержания лётной годности воздушных судов доктор технических наук, профессор Василий Сергеевич Шапкин. После окончания Московского института инженеров гражданской авиации (ныне МГТУ ГА) он занимался научной и преподавательской деятельностью. В.С. Шапкин – автор более 170 научных трудов, 25 учебных пособий для студентов авиационных вузов, им подготовлено более 15 кандидатов и докторов технических наук. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, удостоен почётного звания «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации». Вот это было логичное назначение... На Луну с Китаем Во вторник появилась обнадёживающая новость – глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин и директор Китайского национального космического управления (CNSA) Чжан Кэцзянь подписали от имени правительств Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции (МНЛС). Почему обнадёживающая? России в одиночку такой масштабный проект поднять трудно и затратно. С китайцами дело явно пойдёт быстрее. Тут к месту и новый корабль «Орёл», и, возможно, собственная орбитальная станция, которая придёт на смену ветшающей МКС. Осталось понять, что нам делать на Луне? Без чётко поставленных целей и научных задач строить лунную станцию нет никакого смысла. Реформаторский угар Украины Самый успешный завод авиационного двигателестроения на территории бывшего СССР запорожский «Мотор Сич» на грани национализации. На следующей неделе в Верховную раду будет подан законопроект о национализации авиастроительного предприятия «Мотор Сич». Президент АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, само собой, против. Его аргументы просты и понятны – за три десятка лет незалежности предприятие создало и освоило 12 новых самолётных и вертолётных двигателей. Часть в содружестве с госпредприятием-разработчиком «Ивченко-Прогресс». Это, поверьте, очень много. И без какой-либо господдержки, подчёркивает Богуслаев. Но управляемый из-за океана президент В. Зеленский и украинское руководство получили приказ – запорожские технологии не должны утечь в Китай. И придумали национализацию. А восточные соседи уже вложились! «Надо договариваться с китайцами», – сказал глава «Мотор Сич». Он предлагает «разрешить» китайским инвесторам иметь 35% акций. А остальное – продать государству: – Просто рвать отношения с китайскими друзьями нельзя. Я их называю друзьями. Они мне в критический момент дали взаймы 100 миллионов. Я готовлюсь их отдать. Просто так – мы на Китай наплевали – так не поступают! Тем временем китайские инвесторы «Мотор Сич» повысили требования возмещения убытков в международном арбитраже против Украины до 3, 6 млрд. долларов. Если так дело пойдёт, то можно предположить, что 25 тысяч работников предприятия останутся без дела, а предприятие перестанет существовать, его попросту растащат национализаторы. ЛИИ им. М.М. Громова – 80! Лётно-исследовательский институт (ЛИИ) начал свою деятельность 8 марта 1941 г. в соответствии с исполнением Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 июня 1940 г. на базе ряда подразделений Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), а также вновь созданного аэродрома Раменское. Основатель и первый начальник ЛИИ – Герой Советского Союза М.М. Громов. Сегодня Государственный научный центр РФ, АО «Лётно-исследовательский институт им. М.М. Громова» – головное предприятие авиационной промышленности по научно-методическому и технологическому обеспечению и проведению комплексных исследований и испытаний авиационной техники. В институте успешно продолжаются опережающие научно-исследовательские и экспериментальные работы, определяющие перспективу и облик авиации на ближайшие десятилетия. Научную школу ЛИИ создавали 35 докторов наук, более 300 кандидатов наук. Около 40 работников ЛИИ стали лауреатами Государственной и Ленинской премий. Более 90 лётчиков получили звание «Заслуженный лётчик-испытатель», 23 штурмана – «Заслуженный штурман-испытатель», 23 лётчика и штурмана получили в ЛИИ высокое звание Героя Советского Союза и Героя России. Поздравляем!

Оптимизация авиапрома по Сердюкову приостановлена
© Аргументы Недели