В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

НЦМУ — и сердцу, и уму

НЦМУ — и сердцу, и уму
Фото: ИндикаторИндикатор
Чем научные центры мирового уровня отличаются от научно-образовательных центров, по какому принципу построена Шуховская башня, что мешает российскому гражданскому сверхзвуку, как нефтяники привлекают в науку молодежь, а биотехнологи — корпорации, и что пропагандируют математики, читайте в репортаже с круглого стола «Научные центры мирового уровня» на форуме «Наука будущего — наука молодых».
Видео дня
НЦМУ: что, как и зачем
В качестве вступительного слова Кирилл Борисо от имени Минобрнауки, ачем создавались НЦМУ. Согласно Указу 474, где установлены цели развития Российской Федерации до 2030 года, ориентиром для новых инициатив должно стать вовлечение молодежи в науку. Нацпроекты «Наука» и «Образование», программа «Цифровая экономика» — все они, по замыслу, должны способствовать достижению этой цели. Помимо научно-образовательных центров (НОЦ) — крупных кластеров, объединяющих науку, образование и бизнес в решении прикладных, особенно значимых для регионов, вопросов, создаются НЦМУ — научные центры мирового уровня, которые фокусируются на фундаментальных изысканиях. НОЦ тоже имеют амбиции конкурировать на мировом уровне, хотя в названии этого не указано. НЦМУ организованы на базе ведущих исследовательских учреждений.
Сейчас, рассказал Борисов, их 17: четыре математических центра, десять — по приоритетным направлениям развития, три центра геномных исследований. «У нас почти в каждом регионе есть научный центр мирового уровня или региональные научно-образовательные математические центры, — заметил он. — Мы должны создать 11 НОМЦев, которые будут с ними взаимодействовать. Сеть НЦМУ мы планируем только расширять. С 2022 года не менее 14 региональных научных центров по приоритетным направлениям развития», — заявил он.
Шаги в медицину
После чиновника слово взяли представители различных НЦМУ. Петр Тимашов, директор Научно-технологического парка биомедицины Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, рассказал о программах центра «Цифровой биодизайн и персонализированное здравоохранение» для школьников и студентов. Среди них — курсы «Шаг в медицину» для 10–11 классов, где профессора представляют свои результаты в такой форме, чтобы заинтересовать ребят в научных исследованиях. Для студентов и аспирантов организуются фестиваль BiomedFest, конференции, научные битвы, школа молодых ученых, международные летние школы.
В университете появляются новые направления не только для клиницистов: медицинская биофизика, врач-исследователь, персонализированная медицина, медицина будущего, магистратура по механике и математическому моделированию в медицине. В Центре научной карьеры студенты могут начать исследовательские работы, в том числе междисциплинарные, хотя и на базе клинической медицины. Проекты, где можно принять участие, находятся в открытом доступе онлайн. У студентов более 30 научных публикаций, во многих они стоят в первых авторах.
О программах для аспирантов рассказала директор Института медицинского образования НМИЦ им. Алмазова Минздрава Рос. В новых программах упор делается на трансляционную медицину, то есть на внедрение в практику результатов научных исследований. В программу по онкологии войдут модули с участниками кластера трансляционной медицины, уникальные лекторы, преподаватели. Аспирантам доступны индивидуальные образовательные траектории — не только путь защиты диссертации, но и развитие как педагога. В НЦМУ «Центр персонализированной медицины» широко используются методы биотехнологии: хроматографический анализ и масс-спектрометрия, single cell полногеномная амплификация, CAR-T клеточная терапия, моделирование патологических состояний на животных, протеомный и метаболомный анализ.
Нововведения коснулись и приемной кампании: аспирантов ждет десятибалльная шкала оценивания вступительных экзаменов и учет индивидуальных достижений. «Для аспирантов организуют "Точку кипения", лекции и семинары, форум, выездные научно-практические занятия, заграничные поездки. Кластер уже существует, мы используем его возможности на полную мощность, обсуждаем, как будут вливаться новые ученые», — отметила Пармон.
«XXI век — век биомедицины, век наук о жизни. Физиология направлена на изучение функционирования организма и должна занимать центральное место в биомедицинских науках, это основа медицины», — убеждена Людмила Филаретова. Она представила Институт физиологии имени Павлова РАН, где сформировался НЦМУ «Интегративная физиология и стресс».
Под интегративной физиологией понимается изучение организма как взаимосвязанной системы. Таким образом, стресс эта отрасль науки рассматривает как неспецифическую реакцию организма в целом. «Стресс помогает выявить и оценить скоординированные взаимодействия систем организма и лежащие в его основе механизмы, резервные возможности организма, является ключом к пониманию трансформации нормальных процессов в патологические», — пояснила медик.
Как рассказала Филаретова, институт будет работать в содружестве с иностранными научными центрами, в том числе и с Кембриджским университетом, чтобы вместе заниматься развитием нейротехнологий, инновационных технологий, генерировать новые знания о стрессе, просвещение и образование, социальные изменения (инклюзия, ассистивные технологии).
Гражданская авиация и качество жизни
Но некоторые центры занимаются больше технологиями и изобретениями, чем фундаментальными науками. В том числе — НЦМУ «Сверхзвук», который в своем докладе представил начальник отделения аэроакустики и экологии летательных аппаратов ФГУП «ЦАГИ»,ико-математических наук Виктор Копьев. По его словам, в большинстве стран сверхзвуковые военные самолеты есть, а аналога «для людей» не сделали. В центре вернулись к советским еще мечтам о гражданской авиации на сверхзвуковых скоростях. Для России это вызов: первый гражданский самолет такого класса, Ту-144, был спроектирован в СССР. «Но эксплуатировали Ту-144 всего пару лет, а вот Конкорд летал все 30. Активное строительство демонстрационных гражданских самолетов сейчас ведется в Европе, США и Японии— пал Копьев.
Однако для быстрого внедрения технологий есть немало препятствий, причем не только конструкторских, но и юридических. Для гражданских самолетов на сверхзвуке нет международных норм, шума от них пока что слишком много для широкого использования, да и вписать их в уже организованную систему воздушного движения трудно. Сейчас ЦАГИ инициировали консорциум с МГУ, ЦИАМ, М Иту имени Келдыша и другими институтами, чтобы решить эти проблемы, представили первые новшества и пригласили новых сотрудников для исследований.
О научных работах «для людей», но совсем в другом ключе, отчиталась в докладе заместитель проректора НИУ ВШЭ Мариняк. В НЦМУ «Центр исследования человеческого потенциала» открыто семь направлений и 28 программ, касающихся демографии, нейрокогнитивных механизмов поведения в социуме, обучения и формирования навыков, устойчивого развития и других социальных тем.
Центр гордится долей исследователей до 29 лет: к 2025 году она должна достичь 57%. Планируется также, что каждый пятый проект будет проводиться под руководством молодого ученого. Для этого в ВШЭ стремятся делать преемственность с образовательными программами, привлекать российских и зарубежных аспирантов и создают Совет молодых ученых НЦМУ. «Зачастую у молодых коллективов есть интерес, но он не закреплен институционально, поэтому они объединяются снизу. Мы даем шанс закрепить свою идею, сформировать кадровый состав, исследовательские планы, реализовать инициативы. Приведу пример: у нас есть коллектив лингвистов до 30 лет, которые хотят изучать языковое и культурное разнообразие Сибири и Дальнего Востока», — рассказала Нагирняк.
НЦМУ поощряет создание смешанных разноплановых коллективов и снижает порог входа для молодых ученых. Сетевой междисциплинарный характер создает возможности для распределенных исследовательских групп, таких, как группа по формам и видам неравенства, объединяющая блоки и группы социально-гуманитарных наук. «В качестве первых научных изданий наши молодые сотрудники также создают так называемые handbook/guidebook — обзорные материалы по разным тематикам с классификацией изучаемых явлений: теоретические основы человеческого потенциала, комплексное измерение качества жизни», — добавила она.
Наука завлекать
Заведующий кафедрой разработки и эксплуатации месторождений трудноизвлекаемых углеводородов Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ Михаил Варфо НЦМУ «Рациональное освоение запасов жидких углеводородов планеты». Центр занимается поиском экологически чистых ресурсов и разработками в сфере добычи нефти — объединенными усилиями Сколтеха, Уфимского государственного нефтяного университета и Университета нефти и газа им. Губкина.
Ученые применяют комплексный подход. Для понимания причин и закономерностей геологических явлений, связанных с формированием ископаемого топлива, они используют спутниковые технологии изучения земной коры, изучают процессы нефтеобразования, оценку зрелости нефтеносных толщ. Оцифровка и переработка данных старых месторождений и месторождений-гигантов, разведка и доразведка в этой области, геологический мониторинг, технологии работы с большими данными позволяют найти подходы для рациональной добычи ресурса. Сам процесс извлечения нефти тоже имеет множество тонкостей. Чтобы повысить отдачу нефтяных пластов, ученые предлагают применять попутный нефтяной газ, а также ищут способы снижения экологического ущерба от добычи нефти, в том числе опираясь на экобиотехнологии.
«Молодых ученых мы привлекаем через Reserchgate, предлагаем им служебное жилье и соцпакет, хорошую заплату. Мы проводим международные мероприятия и даем шанс работать в англоговорящей среде», — поделился опытом Варфоломеев. В команде НЦМУ насчитывается 30 зарубежных ученых, а среди их проектов — 15 международных.
Навстречу запросам нефтехимии и переработки газа идут даже представители сельского хозяйства. Так, НЦМУ «Агротехнологии будущего», где ключевым университетов стал РГАУ МСХА им. Тимирязева, сотрудничает с крупными компаниями. Им удалось заинтересовать Газпром своиом получения белка из метана, другой проект агротехнологи делают совместно с Уралхимом. Ворциум планирует за 6 лет осуществить 60 научных проектов, результатов которых уже ждут более 300 предприятий.
Для поддержки молодых ученых в НЦМУ «Агротехнологии будущего» организовали конкурс бизнес-идей молодых исследователей, Всероссийскую конференцию-конкурс «Агробиоинженерия» (для студентов не старше 25 лет). На внутриуниверситетский конкурс грантов для молодых ученых выделено 2,55 млн рублей в 2020 году. Кандидат наук может претендовать на 150 тысяч рублей, а еще не получивший этой степени участник — на 100 тысяч рублей.
Математика и пропаганда
В период пандемии особенно сложно организовать международные лектории, летние школы и другие подобные мероприятия, привлекать новых аспирантов, в том числе зарубежных. Как Московскому центру фундаментальной и прикладной математики удалось выйти из ситуации, рассказал профессор факультета ВМК МГУ Василий Фомичев. «За школами и мероприятиями стоят яркие лидеры», — пояснил он. Центр сделал упор на личные контакты организаторов с коллегами — например, с крупнейшим институтом IIASA в Вене, которыи помощи математических методов исследует проблемы вплоть до экономики и экологии, помогая ООН.
Изклада Василия Фомичева
Фомичев рассказал о переходе в онлайн-формат: так случилось и с VII Римско-Московской школой, и с Летними суперкомпьютерными академиями с привлечением молодых специалистов для чтения лекций, научными конференциями о квантовой информатике, технологиях ИИ и других прикладных направлениях. Очные школы, по мнению Фомичева, это до конца не заменит — «все-таки не только послушать лекции на них приезжают», поэтому центр с нетерпением ждет возможности вновь организовать мероприятия офлайн. Кстати, попасть в исследовательские проекты центра и даже возглавить их могут математики не только из МГУ: главное — пройти конкурсный отбор.
Конкурсы постдоков и исследователей начального уровня — студентов и аспирантов — проводит и МЦМУ «Санкт-Петербургский международный математический Институт им. Леонарда Эйлера».
Из доклада Романа Бессонова
«Мы проводим международные семинары по спектральной теории, семинары по теории чисел в дополнение к авторскому курсу лекций, студенческий семинар по маломерной теории, где студентам тоже можно представить свои результаты и достижения. Приглашенные зарубежные ученые тоже читают у нас авторские курсы: Geometry of smooth Gaussian fields, Ramanujan’s lost notebook, q-series, and mock theta functions», — рассказал координатор центра Роман Бессонов.
В 2020 году центр организовал научную школу Randomness online, где обсуждалась теория вероятностей, геометрия, теория случайных чисел, которая собрала 206 участников со всего мира. Есть в Институте Эйлера и научно-популярная программа, куда вошли записи лекций, семинар «Индустриальная математика», открытый лекториум математических курсов разного уровня.
О более обширной популяризаности для совсем юных ребят рассказал Николай Андреев, заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики МИАН им. Стеклова. «Мы хотим показать школьникам, где математика применяется, какой смысл имеют формулы в окружающем мире. Идеально, когда просвещением занимаются ученые, но пока что только в нашем институте есть татрадиции заложены еще во времена Николая Лобачевского и Пафнутия Чебышева», — заметил он. Сейчас центр организует мастер-классы для учителей и циклы лекций для широкой аудитории, которые слушает более десяти тысяч человек в год. Ведутся интернет-проекты с задачками и загадками — «Математические этюды», архив «Квант».
Также лаборатория пишет научно-популярные книги (среди авторов — лауреаты Филдсовской и других крупных научных премий), снимает фильмы, создает демонстрационные модели математических явлений, компьютерные игры, сотрудничает с «Сириусом» и региональными центрами дополнительного образования школьников. «За время проекта мы прочитали около тысячи лекций школьникам в разных регионах, иногда и в деревнях», — добавил Андреев. Он обратил внимание на модели математических инструментов в шкафу за его спиной и рассказал о музейных экспонатах — уникальных механизмов по описаниям Чебышева, которые удалось воссоздать и сохранить для истории науки. По музею постоянно проводятся виртуальные экскурсии.
Дальше математик занялся пропагандой в прямом эфире: показал однополостной гиперболоищения, который «сделан из шпажек для шашлыка, в Ашане купленных», и отметил, что благодаря такой конструкции Шуховскую башню удалось сделать в несколько раз прочнее и вчетверо легче, чем она была бы с конструкцией как у Эйфелевой. Также он показал, как цилиндрические колеса поезда не могут выполнять поворот из-за разного радиуса рельс. Решением этой проблемы становятся конические колеса, которые могут сдвигаться и благодаря этому проезжать путь разной длины.
«Беда следующая: по госзаданию популяризация не включена в ведомственный перечень услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями. Мы все прекрасно понимаем, что эта деятельность важная, поэтому публиковали статьи и скидывались на нее. Теперь это приобрело более стабильное финансирование», — резюмировал Фомичев.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.