В России создают стенды для испытаний авиатехники на обледенение по новым международным требованиям 

В России создают стенды для испытаний авиатехники на обледенение по новым международным требованиям
Фото: Гражданская авиация
Обледенение летательного аппарата остается одной из серьезных причин авиационных происшествий и важным предметом исследований для ученых отрасли. Специалисты и  (входят в НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») работают над созданием стендов для испытаний элементов летательного аппарата (ЛА) при обледенении в условиях крупных капель переохлажденных осадков.
Аналогов подобных разработок в  пока нет, хотя стойкость самолетов к обледенению в условиях крупных капель — одно из новых сертификационных требований, отраженных в приложениях «О» к европейским (CS-25) и американским (FAR-25) нормам летной годности. Соответствие этим требованиям будет учитываться при получении отечественной авиатехникой сертификата международного образца, обеспечивая ее выход на мировой рынок.
Работы ведутся в рамках научно-исследовательской работы «Флагман 1», посвященной комплексным исследованиям по разработке технологий для обеспечения безопасности полетов и сертификации ЛА в различных условиях обледенения. Эта работа выполняется кооперацией российских организаций, возглавляемой ФГУП «ЦАГИ», по государственному контракту с . Другие участники НИР, помимо ЦИАМ, — ФГБУ «ЦАО», ФГУП «ГосНИИАС», МФТИ (НИУ) и АО «ОДК-Авиадвигатель».
Результатами работы кооперации станут не только новые экспериментальные стенды для испытаний авиационной техники и ее элементов в условиях переохлажденных осадков, но и уточненные физические модели и программы 3D моделирования процессов обледенения. А также — расширенные данные об условиях обледенения, полученные в летном эксперименте, и новые средства обнаружения условий обледенения. Исследования, как трубные, так и летные, будут использоваться разработчиками при проектировании авиационной техники с повышенной степенью защиты от опасных атмосферных явлений.
— Уже рассчитан профиль аэродинамической трубы, которая будет установлена в термобарокамере ЦИАМ для испытаний элементов авиационной техники: крыльевых профилей, воздухозаборников и многого другого, — комментирует руководитель этой работы, начальник отдела ЦИАМ Сергей Гребеньков. — Сейчас разрабатываем устройства, которые будут создавать облако переохлажденных капель, соответствующих требуемому спектру.
Изготовление элементов аэродинамической трубы в соответствии с техническим проектом планируется завершить в этом году. По словам Сергея Гребенькова, для оснащения будущего стенда уже подобран перечень измерительного оборудования.
В свою очередь, в ЦАГИ в настоящее время ведутся работы по адаптации водораспылительного коллектора аэрохолодильной трубы АХТ-СД для обеспечения условий возникновения капель переохлажденных осадков по приложению «O» к стандарту CS-25. «Мы проводим работы по калибровке трубы, включающие измерения размеров капель и их количества, — комментирует начальник отдела отделения исследований аэротермодинамики гиперзвуковых летательных аппаратов и объектов ракетно-космической техники ФГУП „ЦАГИ“, к.ф. -м.н. . — Отделение измерительной техники и метрологии ЦАГИ разрабатывает методики определения температуры капель в потоке и 3D-форм льда в процессе эксперимента».
Кроме того, специалисты ФГУП «ЦАГИ» занимаются проектированием и созданием ряда экспериментальных моделей. В частности — модели стреловидного крыла с воздушно-тепловой противообледенительной системой, а соисполнитель работы АО «ОДК-Авиадвигатель» создает по техническому заданию ЦАГИ модели воздухозаборника и сплиттера авиационного двигателя. Параллельно идет подготовка испытаний модели самолета-лаборатории c искусственными формами льда в аэродинамической трубе для подготовки летного эксперимента по уточнению условий обледенения.
Видео дня. Звезды шоу-бизнеса рассказывают о беременности
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео