Олег Сироткин: «Евразийской технологической палате быть»
Мировая экономика переживает глубокую трансформацию. Так называемая Четвертая промышленная революция уже сегодня диктует новые требования к экономике. У России и других стран Евразийского экономического союза остается все меньше времени для согласования единой позиции в научно-технологической интеграции на евразийском пространстве. Об интеграции, наиболее перспективных направлениях, где можно добиться опережающего развития в ЕАЭС, мы сегодня беседуем с президентом Национальной технологической палаты, заместителем председателя Научного совета РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивого развития ЕАЭС, членом-корреспондентом РАН Олегом Сироткиным. Умные фабрики будущего — это реальность — Что такое Национальная технологическая палата? Каковы ее цели и задачи? Как появилась идея создания Национальной технологической палаты? — Национальная технологическая палата была создана 7 апреля 2005 года. В этом году нам исполнилось 15 лет. В начале 2000-х годов, как вы помните, Россия вступала во Всемирную торговую организацию (ВТО). Так вот, для вступления в ВТО определили необходимость принятия Федерального закона «О техническом регулировании», который был принят в 2003 году. Новый закон стал устанавливать единые правила в области стандартизации и сертификации, в которых важная роль придается саморегулированию деятельности организаций, осуществляющих производство товаров и услуг, связанных с принятием и исполнением обязательных требований, общих принципов и характеристик, обеспечивающих качество и заданные потребительские свойства продукции. Спустя два года, в 2005 году, была создана Национальная технологическая палата (НТП) по инициативе Ивана Силаева, при поддержке Министерства науки и промышленности Российской Федерации, с участием ряда специалистов научных организаций, которым была поручена разработка системы кодификации знаний в области технологий. НТП при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ и лично ее председателя — академика Евгения Примакова в качестве основной задачи ставила формирование баз данных о технологиях, оборудовании, разработке стандартов и кодификации знаний об инновационных продуктах Российской Федерации, а также оценку их конкурентоспособности на мировых рынках. В результате была создана система кодификации знаний в области технологий на основе классификации и каталогизации технологий. Всего база имела около 1,5 млн технологических модулей. В настоящее время более 350 тысяч из них включены в цифровую базу данных. Сегодня, опираясь на имеющуюся базу, необходимо произвести ее оценку и сформировать основные направления в технологиях по переходу от 3-го к 5-му и 6-му технологическим укладам. Реализация этого направления позволит перейти к современным инновационным технологиям, созданию интеллектуальной экономики, основанной на знаниях с использованием цифровых технологий, созданию так называемых «Умных фабрик будущего». Это позволит в 4–5 раз поднять производительность труда и выйти на мировой рынок высоких технологий. В палате действует научно-технологический совет, в котором есть представители университетов, академических институтов и отраслевых институтов. К сожалению, процесс перехода должен занять значительное время. Сегодня использование и применение технологичного оборудования в промышленных секторах РФ составляет около 1 млн единиц, и только 7% — это оборудование с ЧПУ, которое может работать в цифре. Поэтому нужна программа по развитию Станко-инструментальной промышленности. В этой программе должны принять участие страны ЕАЭС. Все развитые страны имеют свое собственное станкостроение. В палате действуют научно-технологический и экспертные советы, в которых есть представители университетов, академических и отраслевых институтов, а также представители власти и бизнеса. Ведется издательская деятельность, совместно с ЦАГИ, ВИАМ и НИАТ выпускается журнал «Авиационная промышленность» и совместно с институтом ИМАШ РАН им. Академика Благонравова — журнал «Проблемы машиностроения и автоматизации». — Какие отечественные разработки и в каких отраслях, имеющиеся в фонде Национальной технологической палаты, сегодня максимально востребованы? — Наибольший интерес для промышленности представляют разработки в области цифровых технологий — ERP-систем (планирование ресурсов предприятия) и СМК (системы менеджмента качества) на базе отечественных разработок, что позволит обеспечить импортозамещение в IT-технологиях. При реализации программы «Зеленые технологии» особое значение приобретает развитие альтернативной энергетики, использование солнечной энергии, ветрогенерации, современных накопителей электроэнергии, например «Ванадиевой редокс-батареи» и конденсаторов нового поколения. Одновременно необходимо создавать высокоэффективные аккумуляторы нового поколения, электродвигатели и гибридные двигатели с применением газомоторного топлива. Важное направление занимает создание роботов с искусственным интеллектом, а также лазерные и аддитивные технологии. По этим направлениям палата готова представить действующие образцы; мы приглашаем бизнес и власть к созданию технологических кластеров по реализации современных технологических производств в области нано-, био-, IT-технологий, роботизированных производственных комплексов, современных транспортных средств, новых энергетических комплексов, установок, средств защиты окружающей среды и ликвидации отходов. Несомненно, важным направлением являются технологии в области создания современных систем вооружения и так называемые технологии двойного назначения, в том числе авиационные и космические технологии. Борьба за технологическую независимость — Насколько помогают государственные инструменты поддержки отечественного производителя (импортозамещение, локализация и др.) российскому производственному бизнесу в конкурентной борьбе с иностранными поставщиками подобных решений и технологий? — Президент и правительство обозначили важность решения проблем импортозамещения. Много уже сделано в области создания производств в авиации, в судостроении, например это двигатели для вертолетов и кораблей. Есть другие примеры. Гораздо меньше достижений в области IT-технологий, композитных технологий, супертонких порошков и микроэлектроники. Я считаю, нужно срочно формировать дополнительный нацпроект «Национальная технологическая база (НТБ) РФ». Технологические уклады определяются не тем, что мы делаем, а тем, как мы делаем. То есть средствами труда и технологиями. Мы здесь сильно отстаем от ЕС, США и Японии, да и КНР тоже. По выпуску станков с ЧПУ и роботов нового поколения мы отстаем в 10 раз. Это чревато потерей технологической независимости РФ. — На расширенном заседании Бюро научного совета РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию совместно с Евразийской экономической комиссией было принято решение рекомендовать создать на базе Национальной технологической палаты Евразийскую технологическую палату. Расскажите о планах интеграции Национальной технологической палаты России в Евразийское пространство. Как будет осуществляться взаимодействие со странами ЕАЭС? В какие сроки вы планируете показать первые результаты? — На совместном заседании Бюро научного совета РАН под председательством президента РАН академика Александра Сергеева, при участии председателя научного совета РАН академика Сергея Глазьева и председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаила Мясниковича было поддержано предложение создать Евразийскую технологическую палату (ЕТП) на базе Национальной технологической палаты. Существовавшая ранее система стандартизации в странах ЕАЭС в настоящее время подвергается преобразованию, интеграции и гармонизации на всем пространстве Евразийского экономического союза. Евразийская технологическая палата для всех этих процессов будет являться практическим инструментом для объединения лучших технологических решений, наработок для реализации крупных совместных евразийских проектов на базе лучших инновационных технологий нового поколения. Одна из главных целей Евразийской технологической палаты — консолидировать наукоемкие технологии и производства в странах ЕАЭС, что в свою очередь позволит увеличить объем рынка ЕАЭС, защитить его для всех участников союза и снизить себестоимость высокотехнологической продукции. По достижении этой цели у нас будет возможность выйти на мировой рынок hightech-технологий и продукции с высокой добавленной стоимостью. Надеюсь, свою работу Евразийская технологическая палата для стран ЕАЭС начнет уже в этом году. Евразийский экономический союз как межнациональная технологическая корпорация — Как вы оцениваете уровень интеграции и развития инновационного (технологического) потенциала стран — участниц ЕАЭС? — Уровень интеграции невысок и не способствует формированию совместного рынка высокотехнологической продукции. В странах Евросоюза применяется другая индустриальная модель. Там в производстве высокотехнологичной продукции участвуют десятки стран, ЕС — это межнациональная корпорация по производству большинства высокотехнологичных продуктов. Поэтому растет серийность продукции и снижаются издержки, что приводит к росту конкурентоспособности инновационной продукции (авиация, вертолеты, суда, энергетическое оборудование, средства автоматизации, IT технологии и т.д. ). В ЕАЭС это также возможно, и работа Евразийской технологической палаты позволит провести интеграцию, гармонизацию, кодификацию стандартов и технологий, что в свою очередь даст возможность подключить страны ЕАЭС к производству высокотехнологической продукции мирового уровня. — Какие проекты Национальная технологическая палата может предложить для стран ЕАЭС уже сегодня? — В процессе подготовки к созданию Евразийской технологической палаты сегодня Национальная технологическая палата готовит реестр наиболее интересных и перспективных технологичных проектов с технико-экономическим обоснованием по каждому из них. В том числе на базе так называемого шестого технологического уклада НТП готова подготовить бизнес-проекты и дорожную карту по совместному развитию в ЕАЭС таких направлений, как: альтернативная энергетика, производство новых материалов, наземного и воздушного транспорта, гибридных и электросиловых установок, накопителей электроэнергии нового поколения. Следующим этапом, совместно с партнерами из стран ЕАЭС, необходимо провести экспертизу новых проектов и программ для стран ЕАЭС и подготовить предложение по внедрению новых инновационных технологий и технологических стандартов, заложить основу для разработки и реализации концепции инновационной системы для интеграции производства в рамках Большой Евразии. Опыт России востребован в странах Большой Евразии — Олег Сергеевич, расскажите, пожалуйста, об уровне готовности российского сегмента научно-промышленных кластеров к высококонкурентному и устойчивому развитию в едином научно-технологическом пространстве ЕАЭС? — Российский сегмент кластера новых технологий только формируется. Подготовлены программы по реализации закона «О стратегии научно-технологического развития РФ», утвержденного президентом РФ Владимиром Путиным. При участии Национальной технологической палаты разработаны и приняты модельные законы СНГ в сфере инновационной деятельности. Разработан и утвержден Модельный инновационный кодекс СНГ, разработан и принят модельный закон о совместных исследованиях и кооперации в разработке инновационной продукции (услуг). Указанные законодательные акты могут быть положены в основу гармонизации законодательства государств ЕАЭС, ШОС и БРИКС в сфере организации инновационной деятельности. Организацию этой работы целесообразно возложить на Научный совет РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивого развития, а также на создаваемую с участием ЕЭК Евразийскую технологическую палату. Мы уверены, что и в странах ЕАЭС возможно было бы принять участие в подготовке и реализации международных программ и проектов, например в рамках программы «Производственные технологии и умные фабрики будущего», «Аддитивные технологии» и другие программы. У России есть положительный и, самое главное, практический опыт создания и организации работы научно-образовательных центров, технопарков, научно-промышленных кластеров. Также не стоит забывать, что уровень образования в странах ЕАЭС в целом пока дает возможность ставить амбициозные задачи. Безусловно, необходима спецпрограмма повышения квалификации участников инновационных проектов. Для этого необходимо подключить ведущие университеты и головные НИИ. В работе Евразийской технологической палаты будет модуль — Высшая инженерная школа по подготовке специалистов инженерно-экономического, перечня специальностей в области инжиниринга, разработка требований к их профессиональной переподготовке. Эта важнейшая часть гармонизации необходима для сертификации персонала. Относительно уровня готовности российских научно-промышленных кластеров хочу отметить, что у России есть успешные проекты по этому направлению — центр «Сколково», инновационная долина в МГУ им. М. В. Ломоносова, проект «Научно-образовательный консорциум Вернадский», который полностью направлен на повышение роли университетов в научно-технологическом и социально-экономическом развитии регионов России. Сегодня у нас вполне успешно ведут свою работу уже несколько десятков крупных технопарков в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани, Томске и других городах. Все эти проекты нужно масштабировать и совместно реализовывать в странах ЕАЭС. Выбор направлений и тематик будет согласовываться с научным Советом РАН, ЕЭК и Евразийской технологической палатой. От 24-часововой гонки в Ле-Ман (Франция) до «Формулы 1» один шаг — Какие, на ваш взгляд, наиболее быстрорастущие рынки передовых производственных технологий и каков их объем? Какие из этих рынков могут быть перспективными для стран Евразийского экономического союза? — Наиболее бурное развитие, по мировым прогнозам, будет в реализации программы «Зеленые технологии». Суммарный объем рынка к 2030 году будет оцениваться примерно в $6–7 трлн. Это альтернативная энергетика, электротранспорт в $3 трлн. Умные Фабрики Будущего — $840 млрд, аддитивные технологии — $30 млрд, IT-технологии и робототехника — $250 млрд. Все эти направления и рынки крайне перспективны для стран ЕАЭС. — И позвольте задать финальный вопрос о семейных ценностях и преемственности поколений. Ваш сын и вы являете собой прекрасный пример эффективного научно-технологического сотрудничества внутри семьи. Вы ученый, инженер. Ваш сын закончил МАДИ, был чемпионом Европы по автогонкам в молодежной серии, экс-пилот Формулы 1 и сейчас совместно с SMP-Racing создает академию для подготовки молодых гонщиков. Зачем это? Какой вклад в развитие мирового автомобилестроения вносит наличие у России собственной трассы «Формулы 1» и практическое участие наших специалистов и пилотов в этих научно-технологических соревнованиях? — Сегодня можно констатировать, что по ряду технологий Ф1 опережает авиакосмические технологии на 10–15 лет. Это создается путем колоссальной конкуренции, которая есть в Ф1. Там применяют самые передовые технологии, 3D, виртуальное моделирование, суперновые композитные материалы, аддитивные технологии, искусственные алмазы, суперпокрытия, смазки и т.д., всего не перечесть. Созданы специальные аэродинамические трубы, которых нет в РФ. Вы представьте: мощность силовой гибридной установки — 1000 л.с., а объем двигателя — 1,6 литра, как в «Жигулях». Там расчет краш-тестов на 97% совпадает с экспериментом. Нужно участвовать в этом соревновании стран семерки. Безусловно, России, а может быть, и ЕАЭС, нужно создавать свою команду и участвовать в этой борьбе технологий. У нас есть свои пилоты и научный задел в области аэродинамики, материалов и технологий. Мы в состоянии спроектировать и изготовить болид Ф1. Компании SMP-Racing и «BR инжиниринг», созданные Борисом Ротенбергом, разработали болид БR-1, который был призером в 24-часововой гонки в Ле-Мане во Франции. Нужен еще один шаг: создать команду в Ф1 и постараться сделать еще один болид с гибридной силовой установкой на 1000 л.с. для Ф1. Поучительный пример КНР — они купили несколько лет назад одну из команд «Формулы Е» (это электрические болиды). Через три года они вышли в лидеры в мире по производству гражданских электромобилей. А рынок электромобилей к 2030 году будет 140 млн автомобилей. Это главный драйвер развития экономик многих стран. Нужно в этом активно участвовать и всеми силами стран ЕАЭС побеждать в этом соревновании технологий стран семерки. Беседовал Сергей Николаев