НПО «Молния» в объятияъх «Калашникова»
В феврале 1976 г. было основано Научно-производственное объединение «Молния». Первую четверть века существования этой фирмы можно назвать фантастическим взлётом к космическим вершинам. Без «Молнии» невозможно представить создание многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран». Новые времена – новые вызовы. Что сегодня происходит в Тушино за высокими заборами с колючей проволокой и системами охраны? Попробуем рассказать. Поручение выполнено? Сейчас это уже секрет Полишинеля, что в конце мая 2017-го президентом Владимиром Путиным было подписано Поручение мэру Москвы Сергею Собянину, министру промышленности и торговли Денису Мантурову и главе госкорпорации «Ростех» Сергею Чемезову. В Поручении №Пр-1047 чёрным по белому написано: «Примите решения о комплексном и устойчивом развитии территорий, занимаемых открытыми акционерными обществами «НПО «Молния», «Московское машиностроительное предприятие им. М.П. Чернышёва» и «Тушинский машиностроительный завод», и сохранении производственного, научного и кадрового потенциала действующих предприятий». Срок исполнения – 15 октября 2017-го, подпись, печать. Крайне кратко и от того конкретно. Это не предложение дать предложения, подумать «а надо ли...» или ещё что-либо на усмотрение должностных лиц, а прямой и недвусмысленный приказ. Прошло два с лишним года. ММП им. Чернышёва задействовано по основному профилю, производит авиационные двигатели и комплектующие в рамках кооперации в Объединённой авиастроительной корпорации (входит в «Ростех»), Тушинский машиностроительный завод разорили ещё в 2013 г., и ни о каком «сохранении» говорить не приходится. Единственным ценным активом ТМЗ оставалась московская земля – 55 га на берегу реки Сходни. А в августе 2018-го на сайте-барахолке «Авито» появилось объявление: производитель космического челнока «Буран» продаётся за 8, 3 млрд рублей со всем движимым и недвижимым имуществом. На территории завода девелоперы планируют возвести 1, 5 млн кв. метров жилья. Чем не «комплексное и устойчивое развитие территорий». А что с некогда головной в этом трио «Молнией»? Мне удалось побывать на НПО «Молния», и первое впечатление неплохое – в административном корпусе светлые и отремонтированные кабинеты, сотрудники в костюмах за компьютерами – красота! Но после общения с ветеранами фирмы, кадровыми сотрудниками «Молнии», первое впечатление оказалось обманчивым. Несмотря на грозное поручение, его исполнение явно хромает. Впрочем, надеюсь, не всё потеряно. «Ростех», можно сказать, выполнил поручение, с сентября 2018 года контрольный (60%) пакет акций НПО «Молния» принадлежит концерну «Калашников» (входит в «Ростех»). Однако для «Калашникова» это однозначно непрофильный актив. Основная специализация концерна – стрелковое и артиллерийское вооружение, высокоточное оружие. В последнее время «Калашников» занялся беспилотниками. Но где лёгкие беспилотники и где многоразовые космические системы и гиперзвуковые аппараты НПО «Молния», на которые когда-то работала вся страна? В программе «Энергия-Буран» было задействовано более двух миллионов человек! Возможно, поэтому «Калашников» практически пустил процессы на самотёк, с неудовольствием наблюдая за тем, как космический актив вместо прибыли и побед генерирует убытки. Которые компенсирует распродажей собственности. Уникальные станки – в металлолом, стенды – туда же. Помещения – в аренду. В 2017-м в архиве РНТД (рабочая научно-техническая документация) ликвидировано больше тысячи экземпляров документов проектного отдела. В архиве первого отдела уничтожены несколько десятков уникальных единиц хранения засекреченной проектной документации, аналитики, результатов экспериментов и испытаний по основной тематике НПО «Молния». Восстановлению не подлежат, дублирующих экземпляров не имели. Раньше всё это «под роспись», с допуском по форме, использовали в работе сотрудники проектного подразделения. Люди, которые создавали этот массив бесценной технической и технологической информации, по большей части уже отошли в мир иной. То есть уничтожается невосполнимый научно-экспериментальный задел. Ликвидирован модельный цех, несмотря на сопротивление коллектива и его представителей, десятки моделей (стоимостью миллионы рублей каждая) и приспособлений приведены в негодность, сданы в металлолом, утилизированы, пропали. Последние модели остаются в ЦАГИ, есть надежда, что там они будут в сохранности. А генеральный директор Ольга Соколова считает, что надобность в моделировании отпала. Она-то точно знает! Странные совпадения, достойные внимания ФСБ В 2010 г. коллегой молниевцев с предприятия-смежника было сказано: «От вас отстанут после того, когда ТАМ получат информацию, что вас больше нет». Ему тогда не поверили. Но в 2014 году один из высоких чиновников, без протокола, поделился: «Вы всё продолжаете бороться против застройки, предлагаете варианты погашения долгов, но не можете понять одного – продажа ваших корпусов и застройка территории – это вторично. Главное, чтобы вы перестали существовать, и, к сожалению, скорее всего, это произойдёт, несмотря на все ваши усилия». И искренне пожелал успеха. А теперь о совпадениях. Начало банкротства НПО «Молния» в конце 2010 г. совпало с испытанием американских гиперзвуковых аналогов. Дальше – больше. Приход «трофейной команды» в 2013 г. совпал с получением крупного гособоронзаказа (ГОЗ) и перспективой миллиардного контракта в 2014-м, которые ставили крест на преднамеренно начатой процедуре банкротства. Но после успешных экспериментов в ЦАГИ по теме многоразовой ракетно-космической системы МРКС-1, защиты эскизного проекта и публикации первых фотографий продувки моделей в аэродинамической трубе, как раз опять в том же 2014-м тема замораживается на неопределённое время, проблемы начинаются одновременно как у начинающей подавать признаки жизни «Молнии» (у власти на фирме – ликвидаторы), так и у завода им. Хруничева. То есть в России громятся коллективы двух последних предприятий, продолжающих успешно заниматься многоразовой тематикой. А уже буквально через несколько месяцев американцы публикуют рисунки своей XS-1, странным образом как две капли воды похожей на продутый в ЦАГИ возвращаемый ракетный блок многоразовой ракетно-космической системы (МРКС). С небольшой ошибкой, которую допустили, нашли и потом исправили наши конструкторы. Стиль жизни – недалёкие рулят! Вот что на своей странице в «Фейсбуке» написал эксперт по космонавтике Вадим Лукашевич: «Звонит мобильник: – Алло, это Вадим Павлович Лукашевич? – Да, слушаю вас. – С вами говорит ведущий конструктор НПО «Молния» (называет фамилию). У нас проблема – не могли бы вы объяснить, почему у вас на сайте www.buran.ru «Буран» отделяется от второй ступени ракеты-носителя «Энергия» импульсом четырёх маневровых двигателей, а не шести? Охренев от такого вопроса – ведь мне звонит ведущий конструктор организации-разработчика «Бурана», – я неуверенно переспрашиваю: – А почему у вас срабатывают шесть двигателей, а не четыре? – Мы провели компьютерное моделирование процесса разделения нашего изделия и блока второй ступени, и у нас для гашения возникающих колебаний при плоскопараллельном расхождении, без соударений, нужно задействовать шесть двигателей. А у вас на сайте только четыре... Почему? – Подождите, но ведь это вы разработали «Буран» и реализовали все вопросы разделения! Вы все моделировали тысячи раз и выполнили это в полёте 15 ноября 1988 года! При чём тут я? Я просто нарисовал красивый мультик... Для своего сайта... Захотел сделать скринсейвер, чтобы на экране компьютера крутилась красивая картинка, похожая на реальность... – Но у вас отделение четырьмя двигателями, а у нас получается только шестью. Почему же у вас только четыре? – Ну мы рисовали «от фонаря», как я это понимаю, без каких-либо расчётов и тем более динамических моделей – мы просто нарисовали красивый мультик. Если вы моделируете на реальных исходных данных, и у вас получается шесть – значит, правильно шесть. Проблема-то в чём? – Так мы для нового изделия и делаем шесть. Моделируем на компьютерном стенде – четырьмя не получается без соударения. Докладываем генеральному. А он собирает большое совещание и говорит, что мы ничего не понимаем, потому что у Лукашевича на сайте разделение производится четырьмя двигателями (он сам это видел), а это экономия топлива. Если не можете сделать самостоятельно – звоните Лукашевичу и выясняйте, как ему это удалось! Вот я и звоню... И я просто сползаю под стол... Где вспоминаю, что Владимир Путин в своём Послании Федеральному собранию, говоря о новой стратегической ракете «Сармат», демонстрировал всему миру мультик, который мы со сценаристом Андреем Почтарёвым в середине 2000-х годов сделали в «Останкино» за пару часов «на коленке» для очередного выпуска передачи «Ударная сила» Первого канала про «Сатану». Как сейчас, помню вопрос 3D-дизайнера: «Что бомбить-то будем?», и мой ответ: «Хреначь по Флориде!» И у Путина типа «Сармат» дырявит Флориду нашими разделяющими боеголовками... Банкротство НПО «Молния» остановлено, «Ростех» и «Калашников» – головные организации. Но в руководстве фирмы прочно обосновались люди, которые уже уничтожили ТМЗ, они пришли банкротить и зачищать территорию «Молнии» под девелоперские проекты. И остались! Юристы, специалисты по недвижимости командуют конструкторами. Даже главный инженер ходит под замгенерального директора по недвижимости. А как же гиперзвук и полёты в космос? В чём сейчас необходимость дальше разрушать всё до основания, противопоставляя свои действия государственным решениям? Или истинной целью как раз являлась осознанная окончательная и необратимая ликвидация задела по многоразовой тематике в России в интересах потенциального противника? Кадры решают всё! 2015 г. – численность около 350 человек. Все – кадровые сотрудники НПО «Молния». Администрация – 9 человек. 2017–2019 гг. – численность около 420 человек. Из них кадровые сотрудники НПО – не более 100. Остальные – бывшие работники ТМЗ, а также вновь набранные на серийный контракт по вакансиям, управленческий персонал. В декабре 2019 г. сокращён в должности и уволен главный конструктор Папиашвили Ш.Г., лауреат Госпремий, участник всех работ по многоразовой тематике, возглавлял ракетно-мишенное направление, которое благодаря ему сохранилось и долгие годы держало фирму на плаву. В числе уволенных – руководители профильных подразделений, рабочие высших разрядов, заместитель Главного конструктора. Владимир ЛЕОНОВ