Шпиль со звездой, фонтаны c дельфинами и скульптура краснофлотца: как идет реставрация Северного речного вокзала
Северный речной вокзал — памятник архитектуры 1930-х годов и образец сталинского ампира. Он давно стал одним из символов Москвы. Вокзал не раз снимали в кино: он появляется в легендарной «Волге-Волге», в «Гонках по вертикали», «По семейным обстоятельствам» и других картинах. В первую очередь при упоминании белого ажурного здания на берегу Химкинского водохранилища многие москвичи вспоминают его уникальные детали, например звезду с самоцветами, венчающую шпиль. По первоначальному плану звезда должна была опускаться после закрытия навигации и подниматься вновь с ее началом. Но эта идея так и не была реализована. К ней вернулись только сейчас. Главный миф речного вокзала Строить вокзал начали в 1933-м одновременно с каналом Москва — Волга (сегодня — канал имени Москвы), работы завершились в 1937-м. С тех пор речные суда, отправлявшиеся отсюда, благодаря системе каналов могли дойти до Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого морей. И за столицей закрепилось название «Москва — порт пяти морей». Трехэтажное здание, построенное по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского, напоминает огромный плывущий двухпалубный корабль с высоким 27-метровым шпилем. К входу со стороны реки ведет широкая парадная лестница. Известно, что при создании проекта архитекторы вдохновлялись обликом Дворца дожей в Венеции. Главный миф здания речного вокзала связан со звездой: якобы она прежде венчала Спасскую башню Кремля, а после была водружена на шпиль. «Это всего лишь миф, — говорит Константин Беляев, главный архитектор проекта реставрации Северного речного вокзала. — Звезды, которые венчали Спасскую башню и речной вокзал, существенно различаются в деталях — у них разные конструкции лучей. По архивным данным, на Спасской башне была звезда, изготовленная в ЦАГИ — Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского. А на звезде, венчавшей шпиль речного вокзала, есть табличка “Завод им. Молотова № 81”. Кроме того, сам главный архитектор здания Алексей Рухлядев в своих публикациях 1930-х годов упоминал, что на шпиле Северного речного вокзала будет установлена звезда “по типу кремлевских”». Скорее всего, путаница возникла из-за того, что в том же в 1937 году, когда был построен Северный речной вокзал, звезду на Спасской башне Кремля заменили — она была изготовлена из рубинового стекла. Причем ее демонтировали в октябре (она утратила свой блеск из-за осадков и пыли), а звезду на шпиль вокзала установили на полгода раньше — весной, перед торжественным открытием канала. Ее сделали в 1935-м на автомобильном заводе имени В.М. Молотова в Нижнем Новгороде из нержавеющей стали и облицевали гальванически позолоченным медным листом. В центре звезды были закреплены серп и молот. Их украшали уральские самоцветы — аметисты, топазы, александриты, горный хрусталь и аквамарины. Каждый камень был помещен в отдельное крепление — каст, покрытый золотом. Пять лучей звезды должны были символизировать, что с Северного речного можно добраться до пяти морей. За счет особого механизма звезда могла вращаться в направлении ветра, как флюгер. Северный речной вокзал стал образцом при строительстве аналогичных зданий в СССР: речные вокзалы в Красноярске и Нижнем Новгороде тоже были впоследствии возведены с главной башней и шпилем. Но звезда венчает шпиль только в Москве. «Когда приступили к реставрации звезды, первым делом было необходимо аккуратно демонтировать ее. Команда профессионалов с помощью специализированной техники на протяжении нескольких часов бережно снимала звезду с высоты 60 метров. Главной сложностью стали погодные условия: во время демонтажа поднялся сильный ветер. При этом роль играл и размер звезды: в диаметре она составляет почти пять метров. Также ее пришлось сначала несколько раз прокрутить, чтобы бережно освободить крепление», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов. С конца 1980-х вокзал переживал не лучшие времена. Объемы речных перевозок начали сокращаться, здание постепенно пришло в аварийное состояние. Но в 2015 году Северный речной вокзал передали в собственность города, и было решено его отреставрировать. Порт пяти морей: новая жизнь Северного речного вокзала Работы начались в августе 2018-го. «Реставрация — очень важное событие в истории Северного речного вокзала. Комплексная реставрация проводилась здесь в 1978–1979 годах. Это были работы по фасадам, по восстановлению парадной лестницы, реставрации полов и живописи в интерьерах. За долгие годы эксплуатации (более 80 лет) уникальное творение Рухлядева и Кринского сильно обветшало, а в 2010 году вовсе было закрыто, поскольку находиться в нем было небезопасно. Первым делом специалисты провели работы по конструктиву, поскольку здание сползало к реке. Когда работы по этой части были проведены, начали восстанавливать его исторический облик», — напомнил руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов. Специалисты починили механизм шпиля — главного украшения здания. Скоро отреставрированная звезда вернется на свое историческое место. «Завершены пусконаладочные работы на подвижном механизме шпиля, — рассказал Константин Беляев. — После них провели испытания — все работает. Сейчас приступаем к реставрации 730-килограммовой золотой звезды. Она была демонтирована, помещена в специально выстроенный для нее ангар. И специалисты начали готовить ее к электрохимическому золочению с использованием электродов и электролита с добавлением золота. Части звезды расчищают от ржавчины и загрязнений, а затем в металл с помощью специального оборудования втирается золотой раствор. В итоге слой золота должен достичь одного микрона. Реставраторы приняли решение сохранить авторское золочение: на лучах, конусе и некоторых других деталях будут установлены специальные накладки из нержавеющей стали, чтобы в будущем эти фрагменты оригинальных деталей были доступны исследователям. Металлический конус, на котором стояла звезда, уже позолотили, теперь наступает очередь самой звезды». Шпиль — важнейший и очень сложный элемент памятника — потребовал к себе особого внимания. Например, во время проведения реставрации оказалось, что в механизме отсутствует стальное колесо, отвечающее за перемещение важных деталей — опорных катков, которые нужны для обеспечения слаженной работы всей конструкции. Его изготовили по архивным документам. Еще одним открытием стал вес шпиля: изначально считалось, что он составляет 16 тонн, а во время дополнительных исследований выяснилось, что вес едва дотягивает до 13. Из-за этого пришлось демонтировать часть противовесов. Продолжается реставрация фарфоровых блюд, украшавших фасад. По словам Константина Беляева, это одна из самых тонких, специфических работ. Реставраторы восстанавливают керамику, воссоздают утраченные фрагменты, золотят отдельные элементы. Реставрация фарфора с восточной части здания заняла полгода — была проделана колоссальная многоэтапная работа. В теплое время продолжится воссоздание терразитовой штукатурки, как того требует технология. Восстановлены каменные части фонтанов во внутренних двориках, сделаны новые бетонные чаши, реставрируются скульптурные группы дельфинов и птиц. Причем архитектурную группу из шести птиц — лебедей и гагар — скульптор воссоздает по авторским чертежам и старым фото. Время не пощадило скульптуры, украшавшие первый ярус башни, — красноармейца, краснофлотца, колхозницы-южанки и рабочего-северянина. Они дошли до нашего времени в очень плохом состоянии. Поэтому сделали их копии для установки снаружи здания, а оригиналы будут демонстрироваться внутри вокзала. Продолжаются работы по золочению букв на центральном фризе, стрелок часов и солнца, идет реставрация и оселкового мрамора, использованного в оформлении. Кроме того, закончена черновая отделка помещений, ведутся работы по реставрации живописи, элементов декора в интерьерах, реставрация и установка дверных блоков. Предполагается, что уже в 2020 году здание Северного речного вокзала примет свой прежний облик. Как в фильме «Волга-Волга» Исторический парк со скульптурами и набережной станет современным и многофункциональным. Парк площадью 24 гектаров, как и здание вокзала, — объект культурного наследия регионального значения. Он был разбит в 1936–1938 годах по проекту инженера Т.П. Шафранского. Его осевая композиция с системой перпендикулярных аллей характерна для советского садово-паркового искусства 1930–1940-х годов. Первоначально в парке было 14 скульптурных групп и фонтанов, но со временем почти все были утрачены. Среди сохранившихся бюст академика А.Н. Крылова по проекту скульптора Л.Е. Кербеля и архитектора Ю.И. Гольцева и скульптура «Водный путь» у входа в парк. Она сделана в 1937 году по проекту скульптора Ю.А. Куна и изображает девушку, которая идет навстречу посетителям, держа над головой модель парусника. Севернее здания установлена сохранившаяся скульптура «Спорт» — юноша и две девушки, играющие в баскетбол. Их отреставрируют. Сейчас вся территория парка приводится в порядок, обустраиваются набережная, причалы, а также привокзальная площадь. Будут воссозданы утраченные элементы планировочной структуры и декоративного убранства. Для детей реконструируют или создадут семь детских площадок. Одну из них оформят по мотивам фильма «Волга-Волга». Ее основным элементом станет многопалубный теплоход, прототип «Севрюги». Остальные шесть площадок образуют единую игровую зону в южной части парка. В парке появятся новые спортивные площадки для стритбола, городков, пинг-понга, бадминтона. Зимой здесь будет где покататься на коньках. Со стороны Ленинградского проспекта вдоль границы парка воссоздадут историческое ограждение. На одной из аллей вновь заработают два фонтана, и в северной части парка, ближе к набережной, откроется летний кинотеатр. Территория парка станет очень комфортным местом для прогулок и отдыха. Здесь возведут новые павильоны проката, кафе с террасами, киоски на главной парадной аллее парка. Их внешний облик будет воссоздан по историческим фотографиям. Заменят, а местами установят новые опоры освещения и сделают архитектурно-художественную подсветку, высадят деревья и кустарники, разобьют цветники в тех же местах, что и много лет назад. Летом москвичи смогут загорать и купаться в зоне отдыха на набережной. Ее построят на понтонах. На ней предполагается устроить зону бассейна, кафе. В другой части набережной планируется пустить ручей. Это будет уменьшенная модель канала имени Москвы с миниатюрными копиями шлюзов. Более 77 процентов «активных граждан» поддержали проект реставрации Проект реставрации Северного речного вокзала был поддержан во время голосования в проекте «Активный гражданин». Всего свое мнение высказал 203 721 человек. Большинство (77,06 процента) участников поддержали проводимые на объекте работы. Полностью одобрили предложенный проект 63,36 процента проголосовавших. Еще 0,85 процента с проектом согласились и предложили устроить больше мест для семей с детьми, добавить скамеек и урн. 12,85 процента посчитали проект реставрации Северного речного вокзала полезным, но не первоочередным. Не поддержали проводимые работы лишь 2,53 процента участников голосования. 10,56 процента затруднились с ответом, еще 9,85 процента передали право решать этот вопрос специалистам. Также горожане выбрали, что необходимо организовать в здании вокзала после реставрации. 15,23 процента «активных граждан» хотели бы, чтобы после реставрации на Северном речном вокзале были организовано экскурсионное обслуживание. 14,66 процента москвичей выступили за то, чтобы были доступны залы с историческими интерьерами. 12,04 процента — за размещение ресторанов и кафе, а 3,87 процента — пунктов проката спортивного инвентаря. Самым популярным ответом стал вариант «Все вышеперечисленное», который набрал 47,53 процента голосов. Почти тысяча участников голосования предложили свои варианты, среди которых организация музея речного флота и кинотеатра. Право выбирать активности специалистам предоставили 2,53 процента горожан, еще 3,52 процента затруднились с ответом. Больше половины участников (53,29 процента) считают, что после завершения реставрации Северный речной вокзал должен быть открыт круглые сутки, чуть менее четверти (24,66 процента) высказались против. Затруднились с ответом 14,67 процента, вариант «Это должны решать специалисты» выбрали 7,38 процента участников.