Войти в почту

«Научно-инженерная компания» на МАКСе 2019

Зачастую обычные посетители авиасалона даже не заходят в павильоны, где располагается научно-деловая часть экспозиции и проходят конференции, а там тоже есть на что посмотреть и кого послушать. Одна из таких, обращающих на себя заслуженное внимание компаний – это «Научно-инженерная компания» из г. Жуковского с ее конференциями и стендовыми выставками. Даже если вы не разбираетесь в тонкостях конструкции и не сможете оценить на глаз угол стреловидности крыла беспилотника, все равно есть на что посмотреть. Хотя бы потому, что для демонстрации возможностей компании-экспоненты иногда выбирают самые необычные креативные решения. Это пока только демонстрация возможностей в малом формате, а на улице, на статической экспозиции АОН, можно увидеть уже и целый распечатанный на 3D принтере «скелет» летательного аппарата. Участвует на статической стоянке и еще один самолет – новый двухместный самолет «Сигма-7» со складывающимися назад консолями крыла. «Домашний» самолет, который можно хранить в гараже — говорят о нем, и это правда, поместить такой самолет можно в обычном гараже на даче. «Сигма-7» это новое поколение уже получивших популярность российских самолетов линейки «Сигма». В обновленной версии этот самолет, в отличие от предыдущей модели «Сигма-6», позволяет пилотам располагаться рядом друг с другом, а не друг за другом, что бывает удобнее в полете. У кабины самолета широкий обзор, позволяющий безопасно и комфортно летать. Главное отличие, конечно, это складывающееся крыло, которое облегчает транспортировку самолета на земле и его хранение. В сложенном состоянии самолет может разместиться в контейнере длинной 6 метров, то есть спокойно поместиться в любом гараже. Еще одно важное обновление в «Сигме-7» — это сдвоенное управление, которое, вместе с расположением кресел рядом друг с другом, позволяет использовать самолет в качестве учебно-тренировочного, в том числе и для первоначального обучения. Мощность двигателя у «Сигмы-7» составит 100 л.с., а взлетная масса 600 кг. Самолет после окончательной доработки и испытания планируется вывести в массовую продажу. По европейским нормам самолет с такими характеристиками можно сертифицировать как сверхлегкий. Создан этот самолет не каким-нибудь известным КБ, название которого на слуху, а молодыми конструкторами «Научно-инженерной компании» (НИК) под руководством именитого главного конструктора С. В. Игнатьева. Инженерные компании, не являющиеся большими авиастроительными концернами или их прямыми подразделениями, не только у нас в стране, но и по всему миру работают на развитие авиации, разрабатывая те или иные инновационные решения или самостоятельно ведя отдельные проекты. Такие разработки могут вестись как по заказу больших КБ в их интересах, так и по собственной инициативе, когда такие компании видят в той или иной разработке будущее развития авиастроения и возможность получения прибыли для существования и развития. За счет того, что эти компании не входят в авиастроительные холдинги, у них зачастую больше возможность для маневра и «свободной работы», что позволяет им найти решения, которые могли бы обойти своим вниманием крупные игроки этого рынка. Одной из самых известных инженерных компаний в мире является BAE Systems, располагающаяся в английском Фарнборо На заре своего развития она состояла из небольшого количества конструкторов – энтузиастов. Но при поддержке государства, и это важно, компания превратилась в большой концерн. На счету компании BAE не только гражданские, но и военные разработки, причем не только авиационные. Например, танк Челленджер-2, являющийся сейчас основным на вооружении британской армии, создан именно этой инженерной компанией. Для авиации BAE разрабатывает авионику, системы пожаротушения и беспилотные ЛА и системы их управления. Так, именно компанией BАЕ разработан и уже прошел летные испытания первый в мире беспилотный самолет с крылом без закрылков, который носит название Magma. Эта же компания входит в число организаторов авиасалона в Фарнборо, являющегося одним из крупнейших в мире. Еще одна известная компания, работающая в этой области, это General Electrics, точнее ее подразделение GE Aviation. Они занимаются разработкой авиационных двигателей и бортовых систем. Именно эта компания разработал самый мощный авиационный двигатель GE-90, которые устанавливаются на самолетах Boeing. Диаметр такого двигателя 3.25 м! С Боингом в рамках их мощного московского КЦ работает и российская участвующая в МАКСе подобная инженерная компания. Занимается она решением очень большого спектра инженерных и конструкторских задач. Организация эта так и называется «Научно-инженерная компания», или просто НИК. Ее работа началась как раз с сотрудничества с Боингом в самом конце 1999года, продолжается она и сейчас, но уже на качественно новом уровне. В рамках работы с Boeing НИК принимает участие в разработке таких известных гражданских лайнеров этой компании, как Боинг-737МАХ, Боинг-747F, Боинг-777X, Боинг 787-8,9,10. Один из этих самолетов участвовал на МАКСе в 2011 году. Помимо работы с Боингом, НИК занимается разработками и для российских авиапредприятий, в том числе НИК активно работает с ЦАГИ, где проводятся исследования и различные испытания всех российских авиационных новинок. ЦАГИ, кстати, является еще одним из главных экспонентов МАКСа и организатором немалой части мероприятий научно-деловой программы. В рамках авиасалона МАКС и ЦАГИ, и НИК проводит несколько конференций и круглых столов, в рамках которых решаются перспективные вопросы развития авиации в России, в том числе и малой авиации. Одной из недавних перспективных работ НИКа стала разработка и вывод на печать на 3Д-принтере рамы для беспилотного автожира GY-500, также представленного в рамках экспозиции авиасалона. Увидеть эту раму вживую можно на площадке стенда «ФИТНИК», площадка находится в павильонах, найти ее не сложно, уточнив у волонтеров, как туда пройти. Цельная облегченная печатная конструкция позволяет снизить вес летательного аппарата, что в авиации всегда является одной из главных задач при проектировании. В НИКе есть целое подразделение, занимающееся аддитивной технологией и разработкой конструкций с помощью специальных программ. Подразделение НИКа, занимающееся аддитивными технологиями, ведет разработки не только для авиации, но и занимается решением целого спектра инженерных задач. Подразделение, занимающееся этим, называется «ФИТНИК», и обеспечивает оно не только привычную многим пластиковую 3D-печать, но и не менее востребованный для решения конструкторских задач, вариант металлической 3D-печати. В Конгресс-центре 29 августа, в рамках МАКС-2019, прошел большой четырехчасовой форум, посвященный как раз внедрению этой технологии в современные процессы авиационного производства и разработки. В рамках этого форума представитель «ФИТНИК» Игорь Ермолин рассказал не только о возможностях применения современной 3Д-печати, но и о том, почему при использовании аддитивных технологий огромное значение имеет изменение подхода к работе еще на стадии проектирования. Так, для выводимых на печать изделий при определении стоимости, а, значит, и экономической выгоды такого проекта, одно из решающих значений имеет высота печатаемой детали или изделия. Чем ниже будет спроектированная деталь – тем дешевле выйдет стоимость. Кроме того, снизить стоимость изделий, полученных с использованием аддитивных технологий, можно и путем размещения на одной платформе сразу нескольких одновременно выводимых на печать деталей и элементов. Для того, чтобы обеспечить экономическую эффективность проектов, использующих современные аддитивные технологии, все это необходимо учитывать еще на этапе проектирования изделия. Стоимость изделия, правильно спроектированного для такой работы, может быть в 5 раз дешевле, чем при использовании проекта, основанного на принципах и подходах традиционного проектирования и конструирования. Для обеспечения таких результатов конструкторы должны работать, заранее учитывая аддитивную технологию производства, поэтому в «ФИТНИКЕ» создана группа конструкторов, прошедших обучение по программе немецкой компании-поставщика оборудования, на котором они работают. НИК участвует в авиасалоне не только с авиационными разработками и является там одним из активных самостоятельных участников деловой программы, но и одним из организаторов исторической экспозиции авиасалона. Именно НИК является хранителем самого популярного сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 с бортовым номером 77115, на который можно не только посмотреть снаружи, но и подняться внутрь, увидеть салон и кабину самолета. Кроме Ту-144, на статической экспозиции исторических бортов размещены два восстановленных сотрудниками и волонтерами НИКа самолета – Ту-155 с двигателями на водороде и самолет Мясищева ВМ-Т. Но это лишь то, что можно увидеть в рамках авиасалона, а за его пределами остается огромная работа, в том числе и по подготовке к их участию. Об этом направлении работы авиационных компаний в г. Жуковский мы еще расскажем отдельно, хотя на МАКСе об этом только упоминается. В том числе и о перспективах создания современного научного центра, главной задачей которого станет создание пассажирских сверхзвуковых самолетов нового поколения, прямых «потомков» знаменитого Ту-144, о котором мы недавно писали. Помимо научных инженерных разработок, НИК занимается обучением авиационных специалистов. Для этого на территории офиса НИКа оборудован специальный современный учебный класс, где могут пройти обучение и переподготовку авиационные специалисты и выпускники авиационных ВУЗов. Этим предприятием руководят опытные инженеры и конструктора с многолетним стажем – Генеральный директор, по профессии-прочнист, А, Н. Корнеев, его заместители А.С.Дзюба и В. Е. Курилов. Необходимо отметить приход в последнее время в ИКЦ НИКа в качестве начальника КБ опытного проектировщика В. И. Погодина. ФОТО АВТОРА

«Научно-инженерная компания» на МАКСе 2019
© CBS MEDIA