Войти в почту

Последний полет Ту-144

Да, не удивляйтесь, этот более двадцати лет назад снятый с эксплуатации самолет действительно взлетел в минувшую субботу. Правда, ненадолго, и на специальных тросовых подвесах на двух гигантских кранах, но выглядело это именно так, будто самолет взлетает. Он медленно оторвал от земли сначала переднюю стойку шасси, потом задние, и поднялся в воздух. От настоящего полета это отличалось только линиями тросов, охватывающих многотонный самолет. Дальше установщикам из «Межрегионстроя» города Жуковского предстояла ювелирная работа, не уступающая по точности работе летчиков, некогда пилотировавших этот самолет – медленно развернуть на 90 градусов в воздухе таким образом, чтобы стойки шасси заняли свое место на трех опорах, на которых должен держаться памятник. Высота передней опоры 4 метра, две задние по 3 метра, диаметр задних опор 90 см, а передней 70 см. Установлены они на бетонной плите таким образом, чтобы создать эффект взлетающего самолета, когда он займет свое место на постаменте. Ювелирная работа по установке на эти три небольшие, на первый взгляд, опоры началась гораздо раньше, еще при их проектировании. Достаточно сложно было рассчитать изменение нагрузки на опоры при температурных расширениях самолета при изменениях наружного воздуха. Эта оставшаяся за кадром работа требовала не меньшей точности, чем действия тех, кто устанавливал на эти опоры самолет дождливым августовским днем. Прочностная расчетная модель самолета для учета температурных напряжений (зона между опорами шасси самолета).Расчеты и проектирование заняли несколько месяцев, прежде чем можно было заказывать изготовление опор. Эти работы велись в «Научно-инженерной компании» города Жуковского, а производством опор для будущего памятника занимался «Межрегионстрой». Особенностью работы стало то, что обеим компаниям предстояло, помимо прочего, согласовать еще и технические требования, по которым они совместно работают. Ведь у авиационной проектной компании не было представления о СНиПах, по которым работают дорожные строители, а те, в свою очередь, понятия не имели об авиационных правилах и особенностях проектирования. Есть такое понятие, как температурное расширение, если не учесть его, нагрузки на опоры могут превысить расчетные со всеми вытекающими последствиями. При этом даже на однородном материале температурные нагрузки ощутимы и заметны. Но на однородном материале их легко рассчитать, а конструкция каркаса фюзеляжа самолета Ту-144 состояла из множества сложных деталей, изготовленных из различных материалов, что усложняло задачу .инженерам. Итоговые размеры опорных стоек стали результатом этих сложных расчетов. Осложнялась задача и большим весом самолета, а, значит и нагрузкой на каждую из опор. Масса устанавливаемого пустого самолета Ту-144 составляет около 74 тонны, то есть нагрузка на каждую из задних опор составляет около 32 тонн. Увеличение нагрузок от температурного изменения конструкции составляют дополнительно 12 тонн. Все это необходимо было учесть при расчетах и проектировании. Вес более 30 тонн приходится на колонну высотой четыре метра и диаметром меньше метра. И это без зимней снеговой нагрузки, которая на переднюю опору будет добавлять еще 23 тонны, а на основные по 73 тонны. Так что зимой на основные опоры нагрузка может составлять более 100 тонн! Все это пришлось учитывать при расчете на прочность опор инженерам НИКа. Прошли и согласования с «Межрегионстроем», и 10 августа мы, наконец, увидели результат этой работы, то, чего многие ждали все эти двадцать лет – Ту-144 ЛЛ занял свое место на опорах. Руководила выполнением этих сложных расчетов начальник отдела прочности «Научно-инженерной компании» Екатерина Сорокина, проектированием установки самолета – Вячеслав Катуков. Работа тех, кто устанавливал самолет на опоры, действительно восхищала. На самом деле, на площадке многие думали, что потребуется несколько попыток, прежде, чем удастся установить самолет на такие небольшие опоры. И то, что удалось это с первого раза, почти чудо. Медленно опустилась и коснулась опоры передняя стойка, следом задние. Работающие на площадке волонтеры из Монино и НИКа вместе со специалистами «Межрегионстроя» участвовали в проверке точности установки перед тем, как закрепить самолет на опорах, пока журналисты снимали этот волнующий и, пожалуй, самый напряженный момент в установке. Сама установка заняла не так уж много времени, около четверти часа, которые снимали на фото и видео все присутствующие тут корреспонденты и блогеры. Минуты, которые в будущем станут по-своему легендарными. Кульминация двадцати лет ожидания и многомесячной непрерывной работы. Отец Николай, служитель местной церкви, освятил установленный на опоры самолет. Вообще, в Жуковском церковь и наука давно и прочно умеют находить общий язык друг с другом, ведь в небе, как говорят, атеистов нет. И на финальном этапе практически все работы на самолете проводились силами волонтеров, в том числе и установка. И в дождь 10 августа, и до этого они работали на самолете при любой погоде. Больше всего времени проекту отдали Е. Конотопчик, А.Бойчук, А. Пятикоп. Все они сотрудники НИКа, который активно поддерживал проект все эти годы. Но на самолете они работали не в рамках распоряжения руководства, это было в свободное время, вечером после работы или в выходные дни. Пожалуй, это многое говорит об отношении к этому памятнику в Жуковском, где люди вот так готовы тратить месяцами свое личное время на то, чтобы его восстанавливать. Работать с самолетом важно было осторожно, чтобы не повредить его. Для того, чтобы обеспечить возможность штатно разобрать самолет и снять лишнее оборудование, нужно было найти инструменты, которые использовались еще во время его эксплуатации. В этом немалую помощь оказал Валерий Федорович Ваньшин, заслуженный летчик-испытатель, который принял живое участие в восстановлении этого самолета и присутствовал в новом офисе НИКа на пресс-конференции, посвященной установке самолета на постамент. Без его связей в различных авиационных кругах эту задачу, возможно, и не удалось бы решить. Инструменты, по его просьбе, удалось получить и из КБ Туполева, и из ЦАГИ. Кстати, ЦАГИ поддержало этот проект и финансово, внеся немалую часть благотворительных взносов, собранных простыми сотрудниками, денежных средств, необходимых на оплату работ по установке памятника. А вот родное туполевское КБ проект почему-то не поддерживало, словно и не их это был самолет. После установки оставалось еще закрепить сваркой крепление стоек шасси на опорах. Тоже важная, но уже чуть более простая работа. А журналистов и блогеров, приехавших на установку, пригласили в новый, совсем недавно построенный и оборудованный по последнему слову научной техники офис “Научно -инженерной компании” на пресс-конференцию с теми, кто непосредственно работал над памятником. На ней выступили бывший глава Жуковского Андрей Петрович Войтюк, авиаконструктор из НИКа Андрей Сдатчиков, исполнительный директор фонда «Легенды авиации» Василий Панкратьев и руководитель фонда «Легенды авиации», прославленный летчик-испытатель Валерий Федорович Ваньшин, руководитель ЦАГИ Сергей Леонидович Чернышев. Организатором пресс-конференции выступила «Научно-инженерная компания», руководство которой представлял на пресс-конференции заместитель генерального директора Андрей Сергеевич Дзюба. Он же и открыл пресс-конференцию небольшой приветственной речью, после чего передал слово Андрею Войтюку, который коротко рассказал собравшимся о том, как энтузиастам удалось получить этот самолет у бывшего владельца с помощью мэра Москвы С. Собянина. Поделился он и рассказом о том, что с нынешним главой Жуковского Ю. В. Прохоровым они работали над проектом вместе еще в то время, когда сам А. П.Войтюк возглавлял город. Так что его коллега теперь с энтузиазмом продолжил поддерживать этот проект, что и позволило его завершить в кратчайшие сроки. Сам Андрей Войтюк был военным в звании полковника, и прежде служил в авиации, поэтому к проекту отнесся с пониманием, был у него и богатый организационный опыт – он с 2000 года возглавлял Базу аэродромно-технического обеспечения авиационных частей МЧС РФ на аэродроме “Раменский”. Он же рассказал и про Алексея Николаевича Амелюшкина, который долгое время был хранителем этого самолета, в свое личное, а порой и в рабочее время, занимаясь сохранением и поддержанием состояния борта. Вклад А.Н. Амелюшкина в сохранение самолета, конечно, огромен и без его работы, возможно, отстоять самолет не удалось бы. Правда, на пресс-конференцию он приехать, к сожалению, не смог, как раз из-за участия в работе по установке самолета. Поделился А. П. Войтюк и надеждами на то, что внутри самолета все-таки удастся создать современный интерактивный музей с доступом для всех желающих. Уже сейчас есть те, кто готов этим заняться, остается решить только вечную задачу – найти финансирование. После него выступил Сергей Леонидович Чернышев, Председатель Совета директоров города Жуковского, который рассказал об участии ЦАГИ в поддержке проекта по установке памятника Ту-144. Поделился рассказом о том, что недавно принимал участие в конференции по аэронавтике Aerodays Europe 2019, где речь шла уже о проектах создания сверхзвукового пассажирского самолета второго поколения. Причем современная наука доказывает, что создать такой проект экономически выгодным уже возможно. О Ту-144 в Европе до сих пор помнят, сказал он, и во многом по этой причине возлагают большие надежды на российских ученых и инженеров в вопросах создания пассажирского сверхзвукового самолета второго поколения. Его доклад был встречен аплодисментами, для многих из присутствующих стало неожиданным открытием, что проекты по созданию сверхзвуковых пассажирок все-таки не канули в небытие, несмотря на то, что даже Боинг дважды отказывался от проекта создания сверхзвукового пассажирского самолета. За ним выступил Руслан Халимов, один из кадровых работников НИКа и кураторов волонтерской работы вместе с Валерием Панкратьевым, показал небольшой видеодоклад о том, как шли восстановительные работы, рассказал о самом самолете Ту-144 ЛЛ. Восстановительные работы оказались не простыми, в некоторых элементах самолета в ходе работ обнаружили воду, которую пришлось высушивать, обеспечивая защиту от дальнейшего проникновения влаги. Андрей Сдатчиков в завершении пресс-конференции рассказал о том, как проходили монтажные работы по транспортировке самолета до места установки и собственно его установка. Завершил встречу технический руководитель проекта Валерий Федорович Ваньшин, искренне пожелав всем участникам этого непросто проекта дальнейшего успеха и удачи в реализации остальных этапов задуманного. Заслуженный летчик-испытатель признался, что сегодня, когда самолет занял свое место на опорах, даже у него подступили слезы… [caption id="" align="alignnone" width="1152"] Волонтеры и участники установки самолета сразу после работы[/caption] Фото автора

Последний полет Ту-144
© CBS MEDIA