Король истребителей. Почему Патриаршие пруды – это не только Булгаков

Дом с барельефами по Малому Патриаршему переулку был построен в 1936 году для авиационных работников. О его непростой истории, удивительных жильцах и курьезных ситуациях рассказывает внук его самого знаменитого жильца, "короля истребителей" Николая Поликарпова. Почти что мистика Патриаршие не зря считаются мистическим местом — даже без булгаковской нечисти здесь можно встретить совершенно необъяснимые явления. Вот к примеру в прошлом году в жилом доме по адресу Малый Патриарший переулок, 5, строение 1 был проведен капремонт. "Это было довольно сложно. Например, сначала я месяц разбирался, как тут магистрали проходят, проект же старый. А потом еще долго пытался понять, почему здесь на два дома — пятый, строение 1 и третий — один подъезд", — делится впечатлениями главный инженер подрядной организации Андрей Черный. Квартиры 1-9 в этом странном подъезде относятся к дому, в котором он, собственно, и находится — то есть к пятому, строение один; а с 68 по 76 — уже к соседнему дому под номером три. Странный подъезд "Наш дом строился для работников Наркомата оборонной промышленности в начале второй половины 1930-х годов, а соседний, третий, дом, появился значительно позже, уже в 1960 году. До этого там находились несколько малоэтажных домиков, где жили дворники. В округе это место называлось "татарский двор". По-видимому, это название укоренилось еще с давней поры, так как в дореволюционной Москве дворниками работали в основном татары", — рассказывает внук знаменитого советского авиаконструктора Николая Поликарпова, действительный член академии военных наук, доктор технических наук, полковник в отставке Андрей Коршунов. Авиация и Мишка Япончик Николай Поликарпов — это один из основоположников советской школы самолетостроения. Под его руководством были созданы самолеты И-15 бис, И-16, И-153 "Чайка", которые стали основой парка истребительной авиации страны в 1934-1940 годах. Поэтому Поликарпова и признали "королем истребителей". "Дед переехал в этот дом в 1938 году. В те же годы тут проживали и другие видные деятели советской авиации. Известные авиаконструкторы Сергей Ильюшин и Александр Яковлев, ставший в 1939 году заместителем Наркома авиапромышленности, начальник Центрального аэрогидродинамического института им. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) Михаил Шульженко, начальник Центрального института авиационного моторостроения им. П. И. Баранова (ЦИАМ) Алексей Каширин", — делится воспоминаниями наш собеседник. Андрей Коршунов И это был не единственный дом на Патриарших прудах, построенный для оборонных ведомств. По словам собеседника агентства, в соседнем доме жил, например, директор тридцать девятого, а потом двадцать второго авиазавода Семен Марголин. Рядом жил интересный человек, работник хозяйственных управлений Наркомата авиапромышленности, Михаил Оратовский. "Он был из Одессы, рассказывал много интересного, например, о похоронах знаменитой актрисы Веры Холодной, которая умерла при не до конца выясненных обстоятельствах в феврале 1919 года, или о том, как, будучи работником одесского ГубЧК, он встречался с налетчиком Мишкой Япончиком", — говорит рассказчик. И можно еще долго перечислять имена и фамилии выдающихся людей, которые жили здесь. По этой причине Коршунов считает, что Патриаршие пруды нельзя ассоциировать исключительно с творчеством Михаила Булгакова. До и после войны Руководители авиационных предприятий в девятиэтажном доме с барельефами жили со второго по шестой этажи, выше были расположены коммунальные квартиры, в которых расселяли простых авиационных работников. Несмотря на то, что строили эти дома в 1930-е годы, в них сразу было горячее водоснабжение, в подвале располагалась угольная котельная. Бывший приемный люк для угля в подвале, где располагалась котельная "Но во время Великой Отечественной войны котельная куда-то исчезла, вместе с ней, понятно, и горячая вода. Я помню, что у нас в стенах торчали обрезки труб, и мы грели воду на газовых колонках. Горячее водоснабжение вернулось к нам только в 1966 или 1967 году", — вспоминает Коршунов. Николай Поликарпов умер во время войны, в 1944 году. После ее окончания почти все известные жители разъехались с Патриарших прудов. Освобожденные квартиры стали коммунальными. Расселили их только в 1970-е годы. "Наша семья — одна из немногих, оставшихся здесь из первоначальных жителей", — отмечает Коршунов. Квартиры в форме осьминога "Дом короля истребителей" является одним из лучших представителей архитектуры становления "сталинского ампира". "Вообще, это здание я бы назвал "переходным": фасады уже почти ампирные, а лаконичные подъезды — конструктивистские", — уточняет Коршунов. Барельеф на фасаде здания Квартиры тут, по его словам, имеют форму осьминога: все комнаты расходятся от большой передней. "И в принципе здание довольно странное. К примеру, когда мы меняли окна, обнаружили, что стены дома со стороны пруда сделаны из белого силикатного кирпича, а со стороны двора — из красного. В общем, строили из того, что было. Но нужно отдать должное, даже при таких условиях дом вполне качественный", — отмечает Коршунов. Ремонт наследия Здание с барельефами и украшенными росписями балконными нишами является объектом культурного наследия. Поэтому капитальный ремонт здесь проводится не так, как во всех остальных жилых домах. Подъезд с новыми светильниками Так, например, довольно непросто было проводить новые электросети в подъезде. "Даже ремонт системы электроснабжения и расположение проводов необходимо согласовывать с департаментом культурного наследия Москвы, так как пространственно-планировочная структура интерьеров середины 1930-х годов является предметом охраны",- поясняет Черный. Но в целом, такая работа интересная, приятно в итоге видеть результат, получать благодарность от жителей, заключает он.

Король истребителей. Почему Патриаршие пруды – это не только Булгаков
© РИА Недвижимость