Хроника пикирующего бомбардировщика: из «пешки» в ферзи

В Центральном музее Вооруженных сил Российской Федерации открывается выставка «Крылатые машины Владимира Петлякова». Она посвящена 125-летию со дня рождения нашего выдающегося авиаконструктора, создателя самого массового советского бомбардировщика периода Великой Отечественной войны - пикирующего бомбардировщика Пе-2.Оснащенный самолетами Пе-2 31-й бомбардировочный авиационный полк полковника Федора Добыша стал первой гвардейской бомбардировочной авиачастью в ВВС РККА. Звание было присвоено за действия на Ленинградском фронте в ноябре-декабре 1941 года в период оборонительной операции и контрнаступления советских войск под Тихвином. Наши пикирующие бомбардировщики тогда просто вбомбили немецкие танки и пехоту в чухонские болота. Пе-2 начал поступать в советские авиачасти только в 1941 году, но уже с первых дней Великой Отечественной показал себя великолепной боевой машиной. Бомбардировщик активно применялся в частях фронтовой и морской авиации до конца войны с фашистами, а также в боях с армией Японии. Большая скорость и солидная бомбовая загрузка позволяла Пе-2 эффективно действовать на всех фронтах и выполнять разнообразные боевые задачи. Есть хороший советский фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика» с Олегом Далем, Львом Вайнштейном и Александром Граве в главных ролях. Там показано, как «пешка» (народно-фронтовое название Пе-2) удачно действовал и в разведке, и мог отбиваться огнем от вражеских истребителей.Он сам, этот скоростной «бомбер», поначалу проектировался как истребитель. Создавал его выпускник Московского государственного технического университета, соратник Андрея Туполева, авиаконструктор Владимир Петляков в «шарашке» НКВД на столичной улице Радио. Времена были суровые, и в 1937-м туполевское КБ репрессии разделили на три самостоятельные проектирующие группы. После полугода в Бутырской тюрьме, где ему следователи «за измену Родине» первым делом выбили все зубы, Петляков по личному указанию Лаврентия Берии был переведен в только что созданное ОКБ СпехТехОтдел НКВД. Друзья и коллеги, Туполев и Сухой, были направлены в другие «шарашки», где каждый тоже получил задание на разработку новой боевой техники. А Петлякову поставили задачу создать дальний высотный скоростной истребитель для сопровождения тяжелых бомбардировщиков. Самолет был спроектирован быстро, быстро испытан и даже 1 мая 1940 года участвовал в воздушной части парада на Красной площади. Петляков и его команда конструкторов наблюдали за его полетом не с гостевых трибун, а с крыши здания ЦАГИ на улице Радио – фактически их тюрьмы. Не успели репрессированные инженеры подготовить документацию для серийного выпуска высотного истребителя, как 4 июня на самых «верхах» было принято решение о его перепрофилировании в пикирующий бомбардировщик. На эту сложнейшую работу отводилось всего полтора месяца! Предстояло разработать и испытать практически новый фюзеляж, пересмотреть размещение экипажа, изменить винтомоторную установку. Но в качестве вознаграждения Петлякову и сотрудникам-зэкам его КБ была обещана свобода. Макет самолета был выполнен через три недели, а уже 23 июля 1940-го началось производство бомбардировщиков на московских авиазаводах № 22 № 39. В январе 1941-го задание на выпуск Пе-2 получили еще и заводы в Казани, Иркутске и Воронеже, а в марте 1941 года В.М. Петлякову была присуждена Сталинская премия I степени «за выдающиеся успехи в создании пикирующих бомбардировщиков и принятие их на вооружение ВВС». До начала войны было выпущено 306 таких самолетов. Назначенный главным конструктором авиазавода № 22, Петляков погиб в авиакатастрофе 12 января 1942 года. Ему было 50 лет, и он не успел сделать многое из задуманного... Торжественное открытие выставки «Крылатые машины Владимира Петлякова» в Центральном музее Вооруженных сил Российской Федерации состоится 9 ноября 2016 года в 15.00. На выставке, подготовленной потомками авиаконструктора в год его 125-летия, будут представлены уникальные документы и фотографии из семейного архива. На открытие придут родные и близкие Владимира Михайловича Петлякова, представители Конструкторского бюро им. А.Н. Туполева, где долго работал конструктор, ветераны бомбардировочной авиации, которые поделятся малоизвестными фактами из жизни Владимира Михайловича, расскажут о его плодотворной деятельности и трагической судьбе. Собравшимся будет продемонстрирован документальный фильм о Владимире Петлякове «Огненное пике». ***Ракетный задел Пе-2 В годы Великой Отечественной войны Пе-2 успел послужить стране также и в качестве летающей лаборатории для испытания ракетных ускорителей. Первый полет с действующей ракетной установкой состоялся в октябре 1943 года. В ходе эксперимента скорость полета самолета увеличилась на 92 км/ч. Испытания Пе-2 с различными вариантами ракетных установок продолжались до 1945 года. Главным конструктором ускорителей был будущий генеральный конструктор советских космических ракет Сергей Павлович Королев.

Хроника пикирующего бомбардировщика: из «пешки» в ферзи
© Вечерняя Москва