Войти в почту

«У нас сейчас по расписанию море, но мы хотим идти работать»

Почему подростки из образовательного центра не хотят идти на море, зачем они приезжают в Сочи вместе со своими учителями и как хоккеисты слушают лекции по физике?

«У нас сейчас по расписанию море, но мы хотим идти работать»
© ТАСС

Indicator.Ru

рассказывает об образовательном центре «Сириус».

Что такое «Сириус»

Образовательный центр «Сириус» был создан в 2015 году как место, где талантливые дети и подростки смогли бы учиться и работать над интересными для них темами под руководством ведущих ученых, спортсменов и деятелей искусства. 600 детей каждый месяц приезжают в Сочи на одно из трех направлений: «Спорт», «Наука» или «Искусство». «Мы знаем, что с точки зрения академической подготовки до сих пор очень мало равных нам образовательных систем. И при этом мы все понимаем, что есть некий провал, некие проблемы в другой части, а именно в том, чтобы быть лидером, сохранить свое авторство и донести свою идею до этапа внедрения», – рассказала в интервью телеканалу «Страна» руководитель образовательного фонда «Талант и успех» (учредителя центра «Сириус») Елена Шмелева.

Идея центра состоит в том, чтобы, не отрывая школьников от привычной им среды (они продолжают учиться в своей школе, не переезжая в другой регион), показать, какой может быть учеба, в каком направлении они могут двигаться в своих занятиях и чего смогут добиться, если будут активно стремиться к поставленным целям. Хорошие условия — сильные преподаватели, новые классы, оборудование, залы, комфортное проживание — должны показать, что благодаря своему таланту и труду можно многого добиться. Дорогу до центра и проживание организаторы оплачивают, поэтому поучаствовать в образовательных программах могут любые дети вне зависимости от финансового положения их семей.

Участников отбирает Экспертный совет центра и его партнеры (спортивные ведомства и федерации, Московская консерватория им. П.И. Чайковского) на основе поданных через сайт заявок. Каждое решение эксперты принимают в индивидуальном порядке: они оценивают академические успехи кандидатов, проекты, творческие достижения, победы в конкурсах и соревнованиях. Участников спортивных программ по командным видам спорта приглашают всей командой.

Большие вызовы для маленьких исследователей

25 июля в «Сириусе» заканчивает работу программа «Большие вызовы», созданнная для разработки проектов в тех областях науки и технологий, которые были заложены в Стратегии научно-технологического развития России. В нее входят такие программы, как «Персонализированная медицина», «Современная энергетика», «Информационная безопасность», «Новое материаловедение» и «Большие данные». Руководители двух программ прокомментировали Indicator.Ru свою работу в «Сириусе».

Школьники и их руководители — ведущие ученые, представители компаний, музыканты и художники — вместе работают над проектами, объединенными в программы по теме. При этом, как поясняют организаторы, общение детей с наставниками сильно отличается от отношений ученика и учителя в обычных школах. «На разных проектах все шло немножко по-разному. Есть руководители, которые позиционируют себя как старших разработчиков, а детей как младших разработчиков: дети сами работают и сами ставят себе и друг другу задачи. Например, электронщики собрали какую-то часть проекта и объясняют программистам, как она должна работать. К руководителям они идут в том случае, когда у них что-то не получается», — рассказала методист программы «Беспилотный транспорт и логистические системы», руководитель открытой мастерской для молодежи Фаблаб Московского политехнического университета Ольга Прудковская.

По словам преподавателей программ, такой подход оправдывает себя: школьников удается заинтересовать и мотивировать работать над проектами. «Главная трудность у нас была такая: дети говорят: "У нас сейчас по расписанию море, но мы не хотим идти на море, мы хотим идти работать". … Да, у кого-то не работал алгоритм. Да, у кого-то не сразу поехало. Да, у нас рушились самолеты, падали, разбивались. Но это, в общем-то, штатная ситуация разработки», — добавила Прудковская.

Полученные в центре знания школьники смогут дальше использовать в учебе. «Накачка теоретическая им была дана, и руками они тоже поработали, потеряли испуг перед химией и другими естественными науками, который, боюсь, во многих школах культивируется», — рассказал руководитель программы «Нанотехнологии», профессор химического факультета МГУ Евгений Гудилин.

Школьники не заканчивают работать над проектами сразу после того, как уезжают из «Сириуса». Некоторыми проектами из программы «Беспилотный транспорт» уже заинтересовались крупные компании и ведомства. Результаты других проектов будут опубликованы. «Мы бы хотели, чтобы по крайней мере какие-то из них стали научно-популярными статьями, репортажами и так далее, то есть чтобы это была некая популяризация знаний», — поделился планами Гудилин.

Биодобавка к школьному рациону

Создатели «Сириуса» говорят, что одна из его «фишек» — это сочетание программ по разным направлениям: например, школьники, попавшие в «Сириус» благодаря своим успехам в математике, могут послушать выступления скрипачей, а хоккеисты — лекцию по физике. Несмотря на то, что учебу, тренировки и занятия совмещают с экскурсиями и оставляют детям свободное время для общения, программа обучения очень насыщенная.

«Тот формат интенсивных образовательных программ, который у нас есть, – смена, которая сейчас работает, занимает 125 академических часов – он работает, он дает свой результат, он востребован, и нам кажется, что формат сложился, мало того, сейчас он начинает тиражироваться в региональных центрах, которые создаются по типу "Сириуса", – рассказала Елена Шмелева в интервью телеканалу «Россия 24». «Ребенок, приезжая в "Сириус", по своему профилю за месяц проходит программу, которую в обычной школе он проходил бы за год», – добавила она.

При этом обучение в центре нельзя считать какой-то заменой общеобразовательной школе: это, по словам Шмелевой, «как биодобавка к уже существующему рациону — школьным и институтским программам». Программы охватывают разные уровни образования: общее, дополнительное и некоторые формы профессионального образования. «Объединяя эти вещи, мы даем возможность одаренному ребенку еще в школе жить не школьной жизнью, а реальной – и производственной, и научной, и научно-исследовательской, и даже жизнью инноватора, человека, который может придумать идею и эту идею дальше развивать», – пояснила Шмелева.

В «Сириусе» действуют программы и для педагогов; согласно некоторым из них подростки находятся в центре вместе со своими школьными учителями. «Сириус» позволяет учителям делиться друг с другом своим опытом: побывавшие в центре педагоги смогут внести что-то новое в привычное школьное обучение в своих регионах. Как отмечают организаторы, «Сириус» призван обеспечить кадрами региональные центры по работе с одаренными детьми.

Из Сочи на всю страну

К финансированию центра удалось привлечь бизнесменов — благотворителей фонда «Талант и успех». В их число входят руководители и владельцы крупных российских компаний и банков. В 2018 году центр планируют расширить, добавив к нему планетарий, медиацентр с большим концертным залом, научный парк с лабораториями, мастерскими и лекционными аудиториями и общеобразовательную школу, которая в то же время будет служить центром повышения квалификации для учителей.

Также в планах — создание еще нескольких подобных центров в других регионах. На данный момент подписаны соглашения с 32 регионами, в которых сначала будут создаваться образовательные программы, а позже — самостоятельные центры. «Каждый такой центр будет учитывать специфику региона, потому что ребенку нужно рассказывать о проблемах, об успехах, о технологиях, которые развиваются рядом с ним. И фактически для наших выпускников это возможность приходить в ведущие лаборатории – и вузовские, и уже настоящие – решать реальные задачи, которые решает регион. Мне кажется, это уникальная возможность и очень большое доверие, когда он [школьник] начинает работать в этой общей повестке задач», – пояснила Шмелева.

За два года работы центра в нем успели побывать 15360 школьников. После окончания программы обучения организаторы «Сириуса» поддерживают связь со школьниками, следят за их успехами. Наиболее талантливым детям фонд выдает гранты в виде ежемесячных выплат до окончания учебы. Для участников направления «Наука» созданы дистанционные программы, которые длятся от трех до шести месяцев, во время которых школьники могут поддерживать связь с преподавателями «Сириуса», экспертами из вузов, компаний и исследовательских групп. В сентябре будет запущена разработанная вместе с Яндексом система «Сириус-Онлайн», в которой выпускники смогут общаться между собой и со своими наставниками из центра.

Как рассчитывают организаторы центра, участники программ смогут выбрать наиболее интересную для них сферу и продолжить работу в ней в своей профессиональной жизни. Они надеются, что расширение сети образовательных центров привлечет вузы и компании, которые уже сейчас открывают лаборатории, исследовательские отделения под создающиеся в регионах центры.