Самолет Ту-160: производство и боевое применение В чем уникальность этого ракетоносца?

Самолет Ту-160 — советский и российский сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Самый крупный, тяжелый и мощный сверхзвуковой самолет в истории военной авиации. «Лента.ру» рассказывает о создании Ту-160 и его боевом применении.

Самолет Ту-160: производство и боевое применение В чем уникальность этого ракетоносца?
© Lenta.ru

История создания

В 60-х годах руководство СССР активно развивало ракетные войска стратегического назначения, тогда как США делали упор на стратегическую авиацию, разрабатывая, в частности, сверхзвуковой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Rockwell B-1 Lancer.

Вскоре стало очевидно, что в ядерной триаде СССР, наряду с ракетными войсками и атомными подлодками, не хватает современных стратегических бомбардировщиков. Имеющиеся на вооружении дозвуковые самолеты Ту-95 и М-4 были не способны преодолеть ПВО стран НАТО.

Специалист в области процессов управления авиационной техникой академик РАН Евгений Федосов отмечал, что стратегическая авиация может помочь избежать ошибки в конфликте с ядерным оружием, потому что запущенные из шахт или подводных лодок ракеты уже не вернуть.

Федосов писал:

У любого политического руководителя, получившего известие о ракетно-ядерном ударе противника, неизбежно возникнет сомнение: а не ложный ли это сигнал, не вызван ли он сбоем в каких-то системах и так далее? А авиация может уйти в воздух, в зону, и там барражировать, пока не выяснится, — ложной была тревога или боевой. Если боевой — она сможет нанести ответный удар по противнику

В 1967 году Совет министров СССР постановил начать работы над советским стратегическим межконтинентальным бомбардировщиком. В конкурсе приняли участие ОКБ авиаконструкторов Василия Мясищева, Павла Сухого и Андрея Туполева.

В 1972 году аванпроекты рассматривала комиссия во главе с командующим Дальней авиацией генерал-полковником Василием Решетниковым, выделив проект конструкторского бюро Мясищева, как наиболее подходящий к требованиям Военно-воздушных сил.

Решетников вспоминал:

Какой там конкурс, если Павел Осипович Сухой мог создавать самолеты не более чем среднего класса, поскольку у него нет завода, на котором он мог бы серийно строить тяжелые корабли, и никто ему его не передаст. Еще сложнее обстояли дела у Владимира Михайловича Мясищева, располагавшего всего-навсего большим ангаром, который, в сущности, был единственным производственным помещением, именовавшимся заводом, но отнюдь не для сборки крупных самолетов

В итоге было решено передать разработку сверхзвукового стратегического бомбардировщика ОКБ Туполева, где имелся богатый опыт постройки тяжелых самолетов, в том числе сверхзвукового пассажирского Ту-144.

В 1972 году ОКБ Туполева вместе с Центральным аэрогидродинамическим институтом в сотрудничестве более чем с 800 предприятиями советского военно-промышленного комплекса приступило к разработке будущего бомбардировщика. В 1975 году главным конструктором проекта был назначен инженер туполевского ОКБ Валентин Близнюк.

В 1975-м появился эскизный проект бомбардировщика, который был утвержден в конце 1977-го. Будущий самолет получил индекс Ту-160. После этого началось строительство первых машин. Все экземпляры «сто шестидесятых», кроме начальных образцов, получили имена прославленных летчиков или известных авиаконструкторов.

Первый полет

Первый опытный образец Ту-160 поднял в воздух 18 декабря 1981 года экипаж под командованием летчика-испытателя Бориса Веремея с аэродрома Летно-испытательного института имени М.М. Громова в подмосковном Жуковском.

Веремей отмечал:

27 минут полета борта «70-01» я помню до сих пор! Взлет, набор высоты 2000 метров, уход на удаление 150-220 километров в зону, возвращение и посадка. Крещение «сто шестидесятого» состоялось без происшествий!

Происшествие случилось чуть раньше — несмотря на то, что самолет разрабатывали в условиях глубокой секретности, в ноябре 1981-го в западной прессе появилось фото советского ракетоносца в окружении двух Ту-144. Снимок новейшего советского бомбардировщика сделал иностранный пассажир, приземлившийся на аэродроме Быково. В кодификации НАТО Ту-160 присвоили имя Blackjack («Черный валет»).

Борт «70-01» предназначался для испытаний — и именно на этом самолете в 1985 году удалось совершить сверхзвуковой полет.

Конструкция и двигатели

Ту-160 представляет собой интегральный моноплан, выполненный из титана, алюминиевых и стальных сплавов с композитными материалами. Бомбардировщик имеет крылья изменяемой стреловидности — от 20 до 65 градусов, цельноповоротные стабилизатор и киль, а также трехопорное шасси.

При этом неподвижная часть крыла образует с фюзеляжем единое целое. Такая аэродинамическая компоновка позволила наилучшим образом использовать внутренние объемы планера для размещения грузов, топлива и различного оборудования, а также снизила общий вес самолета за счет уменьшения конструктивных стыков.

Экипаж ракетоносца располагается в единой просторной герметичной кабине — в передней части имеются кресла для первого и второго пилотов, за ними — штурмана и штурмана-оператора (отвечает за вооружение). Каждый из членов экипажа размещается в катапультируемом кресле, спинка которого оснащена подушкой с пульсирующим воздухом для массажа спины во время длительного полета. В задней части гермокабины установлены небольшая кухня, откидная койка для сна и санузел.

Самолет имеет высокий уровень компьютеризации бортового оборудования (более 100 ЭВМ). Спереди имеется убираемая штанга-топливоприемник системы дозаправки в полете с помощью самолетов-заправщиков Ил-78 или Ил-78М.

В мотогондолах в нижней части фюзеляжа попарно размещены четыре турбореактивных двухконтурных двигателя НК-32 с тягой 14 тысяч кгс, на форсаже — 25 тысяч кгс.

Тактико-техническая характеристика и вооружение

Длина самолета составляет 54,1 метра, высота — 13,2 метра, размах крыла — от 35,6 до 55,7 метра. Пустой самолет весит 110 тысяч килограммов, масса топлива — 148 тысяч килограммов, максимальная взлетная масса — 275 тысяч килограммов.

Максимальная скорость Ту-160 достигает 2230 километров в час, максимальная дальность полета без дозаправки — 13 950 километров, практический потолок полета — 16 километров.

Вооружение ракетоносца располагается в двух внутрифюзеляжных грузовых отсеках. Максимальная боевая нагрузка Ту-160 — 45 тонн, в том числе стратегические крылатые ракеты Х-55, Х-555, Х-БД, Х-22, Х-101, до 40 тысяч килограммов авиационных бомб, морские мины и другое вооружение, в том числе и ядерное.

Досягаемость объектов удара с Ту-160 составляет более 9 тысяч километров, а при дозаправке в воздухе возрастает до 13 тысяч километров.

Производство и войсковые испытания

В 1984 году «сто шестидесятый» был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе. Первый серийный самолет взлетел 10 октября 1984-го. После этого в дело вступила строевая часть.

Войсковые испытания проводились на базе 184-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного Полтавско-Берлинского Краснознаменного полка, расположенного в городе Прилуки Черниговской области Украинской ССР.

Бомбардировщик получил у летчиков прозвище «камбала» за характерный силуэт. Позднее за белоснежным ракетоносцем закрепилось более благородное название — «белый лебедь», вызывая у пилотов гордость за управление таким мощным самолетом.

12 мая 1987-го в Прилуках состоялся взлет Ту-160, который пилотировал экипаж испытателей, а 1 июня 1987-го ракетоносец подняли в небо летчики полка. Летом того же года на полигоне НИИ ВВС состоялись первые пуски ракет Х-55. К концу 1987-го в составе 184-го авиаполка было уже десять «сто шестидесятых». К 1991 году в полку были сформированы две эскадрильи, в которых были 19 крылатых машин.

Устранение недостатков

Западные военные воочию познакомились с Ту-160 2 августа 1988 года, когда министр обороны США Фрэнк Карлуччи со свитой посетил авиабазу в подмосковной Кубинке.

При этом во время показательного полета два Ту-160 поднялись в воздух лишь с тремя работающими моторами. Американцы заметили у обоих самолетов отсутствие следа за одним из двигателей и спросили, почему так? Командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант Петр Дейнекин уклончиво сообщил гостям, что двигатели «сто шестидесятых» могут работать в разных режимах, не всегда обозначая себя шлейфом.

Опытная эксплуатация Ту-160 и постоянный технический мониторинг позволили выявить и устранить ряд недостатков самолета. Электронная система двигателей НК-32 регулярно отказывала, что приводило к отключению двигателя в полете или отказу запускаться на старте. Воздухозаборники мотора были склонны к резонансной вибрации, от которой вылетали заклепки и образовывались трещины.

Невысокая надежность выпускания шасси (вплоть до самозатормаживания колес при взлете) вынудила летчиков первое время летать, не убирая шасси. При высоких скоростях расслаивались клееные панели стабилизатора, отваливались куски оперения или обтекателя форкиля.

Была заменена система кондиционирования, которая поддерживала давление, соответствующее высоте 5 километров, из-за чего экипажу все время приходилось сидеть в кислородных масках, мало приспособленных к многочасовым полетам. Пришлось отказаться от применения токсичного синтетического масла в гидросистеме самолета и поработать над снижением уровня шума Ту-160, который многократно превышал все допустимые санитарные нормы.

Модернизация и боевое применение

После развала Советского Союза в 1991 году получилось, что производственные мощности Ту-160 находились в России, тогда как сами самолеты — на Украине, где в 1998 году с помощью выделенных американцами средств, десять из «сто шестидесятых» были распилены на металлолом.

В 1999 году Москва и Киев достигли договоренности, по которой взамен списания части долга по газу Украина к 2000 году передала России восемь Ту-160, которые были перебазированы на аэродром города Энгельса Саратовской области.

18 сентября 2003 года на Ту-160, который пилотировал военный летчик 1-го класса Юрий Дейнеко, произошел пожар, а затем взрыв, в результате чего весь экипаж из четырех человек погиб в воздухе, несмотря на катапультирование.

Стратегический комплекс Ту-160 был принят на вооружение Российской Федерации в 2005 году, в 2015-м было объявлено о возобновлении производства модернизированных «сто шестидесятых». Первый Ту-160М совершил полет 12 января 2022 года в Казани. В настоящее время на вооружении Дальней авиации Военно-космических сил России состоят 16 Ту-160.

Экипажи Ту-160 многократно устанавливали рекорды дальности полета. Так, 19 сентября 2020 года пилоты двух «белых лебедей» находились в воздухе более 25 часов, преодолев свыше 20 тысяч километров.

Боевое крещение ракетоносец получил в ноябре 2015 года, в ходе военной операции России в Сирии, где экипажи Ту-160 наносили удары крылатыми ракетами по объектам исламистов. Используется в ходе вооруженного конфликта на Украине.