Войти в почту

Какие перспективные проекты для малой авиации развивают ученые ЦАГИ

Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") провели аэродинамические испытания модели перспективного самолета малой авиации. Он отличается расположением маршевой силовой установки на концах крыла и наличием распределенной электрической силовой установкой (РЭСУ). Проект разрабатывался в рамках НИР "MANGo-ЦАГИ".

Какие перспективные проекты для малой авиации развивают ученые ЦАГИ
© Российская Газета

Планируется, что для новой машины будет характерен более низкий расход топлива по сравнению с эксплуатируемыми летательными аппаратами такого же класса. Это преимущество как раз обеспечивает винтовая маршевая силовая установка на концах крыла. По замыслу ученых, такое расположение движителей должно способствовать повышению аэродинамического качества самолета за счет "раскручивания" концевых вихрей струями от винтов, закрученными в обратную сторону.

Другая особенность компоновки перспективного самолета - применение дополнительной распределенной электрической силовой установки, которая состоит из размещенных на передней кромке крыла электродвигателей с воздушными винтами. За счет этого повышаются несущие свойства крыла.

Специалисты института опробовали также на модели внедрение средств повышения эффективности органов управления для самолетов короткого взлета и посадки - мини-щитков, двухзвенных флаперонов (органы управления самолета, совмещающие в себе функции закрылка и элерона) и другие.

Экспериментальные исследования проводились в аэродинамической трубе ЦАГИ при различных скоростях воздушного потока в широком диапазоне углов атаки и скольжения. В том числе с моделированием работы маршевой силовой установки и РЭСУ.

Фото: пресс-служба ЦАГИ

Какие результаты? Так, испытания показали, что размещение винтовой маршевой силовой установки на концах крыла обеспечивает снижение сопротивления до 30%. То есть повышается аэродинамическое качество и соответственно снижается расход топлива.

Аэродинамический эксперимент также подтвердил: использование РЭСУ на взлетно-посадочных режимах дает увеличение максимального коэффициента подъемной силы на 40%, а при одновременном использовании обдува механизации винтами маршевой силовой установки и РЭСУ - до 70%.

Благодаря этому проектируемый самолет сможет базироваться на более коротких взлетно-посадочных полосах и обслуживать аэродромы в труднодоступных районах страны.