Войти в почту

ЦАГИ разработал первый в России ГОСТ по тренажерной подготовке пилотов дронов

ЦАГИ разработал первый в России ГОСТ по тренажерной подготовке экипажа беспилотника. Подготовка операторов, управляющих беспилотниками, - одна из главных составляющих развития отрасли беспилотных авиационных систем в России.

ЦАГИ разработал первый в России ГОСТ по тренажерной подготовке пилотов дронов
© Российская Газета

Ученые ЦАГИ (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") по заказу автономной некоммерческой организации "Аналитический центр "АЭРОНЕТ" в рамках программы Инфраструктурного центра 2.0 по направлению "Аэронет" Национальной технологической инициативы впервые разработали проект государственного стандарта "Беспилотные авиационные системы. Технические средства обучения внешнего экипажа. Общие требования".

Как рассказали в ЦАГИ, ГОСТ предназначен для разработчиков беспилотных авиационных систем, технических средств обучения и авиационных тренажеров. В его основу легли стандарт Международной организации по стандартизации ISO (International Organization for Standardization - ISO) 23665:2023 "Беспилотные авиационные системы (UAS). Подготовка персонала, занятого эксплуатацией БАС", Федеральные авиационные правила по подготовке внешних пилотов-испытателей и рекомендации по лицензированию внешнего экипажа беспилотного воздушного судна (БВС) Международного комитета авиационных властей по разработке нормативных документов в области БАС (JARUS).

По словам начальника сектора научно-исследовательского центра беспилотных авиационных систем ЦАГИ Марка Овсянникова, подготовкой пилотов БВС сегодня занимаются самые разные организации - от коммерческих предприятий, производителей беспилотников, до вузов, разрабатывающих учебные программы по новым направлениям развития авиатехники. "Поэтому мы инициировали создание государственного стандарта на основе существующих правил и нормативов в части обучения внешних экипажей беспилотных летательных аппаратов, с учетом особенностей применения беспилотных авиационных систем в РФ", - говорит Марк Овсянников.

Документ определяет уровень знаний и навыков пилота, приобретенных при подготовке по специальным учебным программам, а также общие требования к уровню имитируемых характеристик БАС. Так, внешний пилот должен иметь возможность в любой момент оперативно взять на себя управление беспилотным воздушным судном. Особенно если возникает нештатная ситуация, связанная с отказами систем и элементов конструкции. Кроме того, в процессе подготовки должно быть отработано ведение радиосвязи внешнего экипажа с органами управления воздушным движением.

Технические средства обучения должны моделировать реальные условия: осадки, туман, порывы ветра, грозы, турбулентность, разные состоянии ВПП (сухая, влажная, покрытая льдом и т.д.

ГОСТ носит рекомендательный характер. В этом году он вошел в программу национальной стандартизации и планируется к утверждению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) в 2024 году.