От "Яка" до "Бурана". К юбилею легендарного летчика-космонавта Игоря Волка
С мечтой о небе
Игорь Волк родился 12 апреля 1937 года в городе Змиев Харьковской области. В 1954-м его семья переехала в Курск, где Игорь одновременно с учебой в школе посещал местный аэроклуб ДОСААФ. Там он совершил свой первый полет на самолете Як-18Т. Несмотря на то что будущий выдающийся пилот с детства мечтал стать летчиком, близкие его выбор не одобряли. Как вспоминал позднее Игорь Волк, после школы его буквально силой заставили поступить в артиллерийскую академию.
Из Харькова в 1956 году Волк перебрался в Кировоград, где окончил военное авиационное училище. Первым местом службы новоиспеченного военного летчика стал авиационный полк ПВО Бакинского округа. Однажды после очередного боевого дежурства Игорь Волк случайно встретился с группой летчиков-испытателей Летно-исследовательского института (ныне ЛИИ имени Михаила Громова). Увлекательный рассказ коллег из Москвы о работе в ЛИИ заставил Волка круто изменить свою жизнь. В начале 1960-х Игорь Волк в звании капитана ВВС вышел в запас, окончил Школу летчиков-испытателей, а затем Жуковский филиал Московского авиационного института. Так к профессии военного летчика Волк добавил диплом инженера-механика.
Будни летчика-испытателя
В середине 1960-х Игорь Волк был принят на должность летчика-испытателя Летно-испытательного центра (ЛИЦ) ЛИИ имени Михаила Громова. В те годы советская авиационная промышленность переживала наибольший подъем в своей истории. Максимальной была загрузка не только у работников гражданского и военного авиапрома, но и у летчиков-испытателей. Волку приходилось летать практически на всех новых отечественных самолетах от истребителей до бомбардировщиков и транспортников. Со временем ему стали поручать наиболее опасную работу, например, исследовать поведение крылатой машины в штопоре.
Высшему пилотажу Волка учил ведущий летчик-испытатель ЛИИ Олег Гудков, который специализировался на испытаниях новой техники в особо сложных критических режимах. Одними из основных качеств испытателя Герой Советского Союза Гудков считал хладнокровие и крепкие нервы, ведь не каждый летчик сможет спокойно наблюдать за тем, как его машина готовится свалиться в пике. "У меня было и то и другое, поэтому Гудков сразу обратил на меня внимание и стал привлекать к испытаниям на штопор, на прочность, на инерционное вращение", — рассказывал позднее Игорь Волк.
"Для штопора самое основное — чувствовать скольжение. Знания, конечно, тоже важны. Не случайно, попав в критическое положение при испытаниях на штопор самолета Су-27, я отключил систему улучшения устойчивости: где-то когда-то запомнилось, запало в подсознание, что для обеспечения вот этой самой устойчивости автоматика забирает какое-то количество градусов отклонения рулей. Вот это сработало! Вот этого дополнительного отклонения рулей, которое забирала автоматика, оказалось достаточно, чтобы вывести машину из штопора. Это раз. А во-вторых, у меня был неплохой учитель — Олег Васильевич Гудков!" — вспоминал выдающийся летчик. После гибели Олега Гудкова (в 1973 году он разбился в подмосковном Раменском во время испытаний МиГ-25П) должность ведущего летчика на самых опасных тестах авиатехники досталась его ученику Игорю Волку.
Однажды у Волка прямо в полете кончилось топливо. По воспоминаниям летчика-испытателя, это случилось во время полета на однодвигательном истребителе-перехватчике Су-9. На подлете к аэродрому у самолета остановился двигатель, и сначала Игорь Волк принял решение катапультироваться. Однако в следующее мгновение передумал и решил все же садиться, используя аэродинамические качества самолета.
Таким образом к набору головокружительных испытательных трюков Игорь Волк добавил еще один — посадку реактивного самолета с выключенным двигателем.
Еще одним изобретением Волка стала "кобра" — фигура высшего пилотажа, которую до сих пор используют в авиашоу российские пилоты Су-27.
В начале 1980-х годов в СССР учеными Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) совместно с ЛИИ проводились исследования сверхманевренности военной авиации. Во время одного из испытательных полетов Игорь Волк вывел свой Су-27 за критический угол атаки и в этот момент отказала система, которая обеспечивает передачу управляющих сигналов от органов управления в кабине к приводам аэродинамических поверхностей. Волк принял решение отключить автоматику управления рулями и обнаружил, что Су-27 не сваливается в штопор и возвращается к горизонтальному полету. Убедившись в безопасности маневра, летчик-испытатель в том же полете повторил "кобру" еще несколько раз.
Впервые "кобру" продемонстрировали широкой публике в 1989 году на авиасалоне в Ле-Бурже. За штурвалом самолета был летчик-испытатель ОКБ "Сухой" Виктор Пугачев. С тех пор эту фигуру высшего пилотажа чаще называют "коброй Пугачева".
Дорога в космос
15 ноября 1988 года состоялся первый и единственный космический полет "Бурана". Ракета-носитель "Энергия", стартовавшая с площадки 110 космодрома Байконур, вывела первый советский ракетоплан на околоземную орбиту. Полет ракетоплана длился 205 минут, он совершил два витка вокруг Земли, после чего приземлился на аэродроме Юбилейный космодрома Байконур. Это событие стало настоящим триумфом советской космической науки и техники — "Буран" летал в беспилотном, полностью автоматическом режиме.
Однако по первоначальным планам руководства СССР управлять советским шаттлом должен был специальный отряд летчиков-космонавтов. На самом верху был утвержден и командир первого "Бурана" — высококлассный летчик-испытатель Игорь Волк.
3 августа 1978 года Игорь Волк получил результаты Главной медицинской комиссии ВВС. Летчика-испытателя признали годным к подготовке по программе "Буран", и он приступил к тренировкам. Одна из них предполагала полет в космос и длительное испытание невесомостью, а сразу после приземления пилотирование вертолета и двух самолетов.
Сегодня каждый космонавт даже после недолгого пребывания на орбите проходит курс реабилитации, какое-то время (зависит от индивидуальных особенностей организма) привыкает к земным условиям. У Игоря Волка, готовившегося к полету на "Буране", времени на адаптацию не было. Самостоятельно выбравшись из капсулы, он сразу же сел за штурвал вертолета Ми-28, чтобы добраться до аэродрома и взлететь на самолете Ту-154. В тот же день в режиме нон-стоп Игорь Волк поднялся в небо еще и на истребителе.
"Волчья стая"
Кроме Игоря Волка в первый экипаж "Бурана" были отобраны еще семь человек: Анатолий Левченко, Олег Кононенко, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко. Все они были первоклассными летчиками-испытателями, однако после вступления в космический отряд Волка — его еще называли "волчьей стаей" — их стали преследовать катастрофы. Олег Кононенко погиб при испытании реактивного самолета, Александр Щукин не смог вывести из штопора спортивный Су-26-М, Анатолий Левченко умер в результате травмы головы, полученной при приземлении спускаемого аппарата, возвращаясь из космического полета на станцию "Мир". В Италии при совершении показательного полета на Су-27 на международном авиасалоне разбился Римантас Станкявичюс.
Несмотря на потери в отряде, Игорь Волк до последнего не оставлял надежду полететь на "Буране" в космос. В его "волчью стаю" приходили другие выдающиеся летчики-испытатели, в числе которых был и Магомед Толбоев.
Однако в 1987 году в Министерстве общего машиностроения СССР решили отказаться от пилотируемого полета и отправить "Буран" на орбиту в полностью автоматическом режиме. Позднее стало известно, что цифровую программу для "Бурана" удалось создать во многом благодаря испытаниям, проведенным командой Игоря Волка на летающих лабораториях Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, схожих по своим динамическим характеристикам с первым советским ракетопланом.
В 1993 году программу "Энергия — Буран", над которой работали миллионы людей и тысячи предприятий, окончательно закрыли. Сказалось изменение военной доктрины страны и сокращение финансирования космонавтики.
В новой России Игорь Волк продолжил испытывать самолеты, а выйдя на пенсию, занимался общественной работой. По воспоминаниям коллег, в последние годы жизни Волк мечтал построить отдельный город, в котором будущих авиаторов могли бы воспитывать с раннего детства.
Выдающегося летчика не стало 3 января 2017 года.
Василий Кучушев