Суд огласит приговор для экс-президента Южной Кореи Юн Сок Ёля
В Сеуле 19 февраля суд подведет черту под историей с попыткой введения экс-президентом Республики Кореи (РК) Юн Сок Ёлем военного положения. За тот инцидент, который произошел в ночь с 3 на 4 декабря 2024 года и шокировал как самих корейцев, так и весь мир, бывшему лидеру Республики Кореи с большой долей вероятности грозит смертная казнь. Также весьма жесткие наказания - от нескольких десятков лет тюрьмы или пожизненного заключения - грозят семи основным пособникам Юна - бывшим генералам армии и полиции. Приговор ожидается жестким и скорее всего будет оспорен, но в любом случае вряд ли дело пойдет до реального лишения жизни экс-президента.
Тем не менее очевидно, что вердикт суда вновь расколет и без этого пережившее немало потрясений за последние несколько лет южнокорейское общество. Впрочем, судя по подходу, в стране уже сложился консенсус большинства, что так или иначе в этом кризисе надо ставить точку и двигаться дальше, тем более что у власти с июня прошлого года уже другой лидер.
Напомним, что представитель группы следователей спецпрокурора Чо Ын Сока, которая вела расследование дело о попытке мятежа, запросил для Юн Сок Ёля высшую меру наказания - смертную казнь. Юн проходит как главный организатор попытки незаконного захвата власти. 13 января этого года в ходе итоговых слушаний обвинение заявило, что введение вечером 3 декабря 2024 года чрезвычайного военного положения стало грубым нарушением конституционного строя и представляло собой антигосударственную деятельность по своему замыслу, методам и способу реализации. Было подчеркнуто, что экс-президент, прикрываясь риторикой о "антигосударственных силах", фактически сам стал источником угрозы конституции и демократическому порядку. Кроме того, Юн Сок Ёль до сих не считает себя виновным, указывает на несправедливое отношение к себе и не проявляет признаков раскаяния, полагая, что верно пошел на шаг, о котором большинство населения РК до этих событий имело представление разве что по рассказам в учебниках истории.
По версии следствия, экс-президент, действуя в сговоре с бывшим министром обороны Ким Ён Хёном и другими соратниками, объявил чрезвычайное военное положение при отсутствии признаков войны, вооруженного конфликта или иной ситуации, подпадающей под критерии национального кризиса. Целью, как утверждает обвинение, было дезорганизовать конституционные органы власти и спровоцировать мятеж.
Кроме того, Юн Сок Ёль обвиняется в использовании армии и полиции для блокирования Национального собрания (парламента) с целью помешать голосованию об отмене военного положения.
Следствие также утверждает, что предпринимались попытки задержания и незаконного удержания ключевых политических фигур, включая спикера парламента У Вон Сика, действующего председателя оппозиционной (на тот момент лидера Демократической) партии Ли Чжэ Мёна, а также бывшего главу партии "Сила народа" Хан Дон Хуна и сотрудников Центральной избирательной комиссии. Все это и стало причинами, на основании которых обвинение потребовало для бывшего главы государства высшей меры наказания - смертной казни.
Учитывая высочайший общественный резонанс событий, суд над Юном и его подельниками будет транслироваться в прямом эфире. Если экс-президента признают виновным в попытке захвата власти, то, согласно закону, выбор для него невелик. Судье предстоит выбирать только между двумя предусмотренными законом для руководителей мятежа вариантами - смертной казнью или пожизненным заключением - с принудительными работами или без оных.
Если верить доминирующим в прессе и экспертной среде оценкам, то высока вероятность, что судья в итоге пойдет на высшую меру. В слушаниях по этой же ситуации, но в отношении других фигурантов, судьи РК уже признали ситуацию попыткой мятежа и жестко их наказали, подчеркнув, что для современной демократичной Южной Кореи подобная ситуация была вопиющим нарушением Конституции и немыслимым делом, а потому необходимо сразу показать, что пощады быть не может, тем более что на преступление пошел именно президент, который, наоборот, должен быть гарантом законности, порядка и справедливости.
Впрочем, остается возможность, что судья учтет тот факт, что в итоге никто не погиб, а Юн Сок Ёль, хотя и после нескольких часов колебаний, после решения парламента отменить военное положение согласился с мнением депутатов. Но даже и при этом, менее вероятном, варианте экс-президент получит пожизненное заключение.
Вместе с Юн Сок Ёлем по делу проходят обвиняемыми также семь бывших высокопоставленных военных и представителей полиции. Для них спецпрокурор потребовал также суровых наказаний, хотя и менее жестких, чем для организатора мятежа Юна. Для экс-министра обороны Ким Ён Хёна затребовано пожизненное тюремное заключение, а для бывшего начальника Командования военной разведки Но Сан Вона - 30 лет тюрьмы, для других бывших военных генералов и экс-начальника полиции запрошены также десятки лет тюрьмы.
Можно быть уверенным, что вся Южная Коеря - да и не только она - с 15:00 по местному времени, когда начнется прямая трансляция процесса, прильнет к экранам телевизоров, компьютеров или смартфонов, ожидая итогового вердикта в первую очередь для Юн Сок Ёля.
С одной стороны, очевидно, что решение - каким бы оно ни было - будет оспорено хотя бы одной из сторон. Юн Сок Ёля явно не устроит любой обвинительный вердикт, тогда как спецпрокурор настроен исключительно на высшую меру. Так что однозначно нас ждут еще апелляционный, а затем и Верховный суд. Потому вердикт 19 февраля будет не точкой, а скорее запятой, но это означает выход на финишную прямую. Хотя большинство населения страны выступает за суровое наказание для Юн Сок Ёля, но у него немало и сторонников, которые считают, что "все подстроили коммунисты и тайные сторонники Северной Кореи" - такой нарратив до сих пор присутствует среди ультраконсерваторов. В этой связи общество снова будет расколото. Вместе с тем, в обществе РК, которое за последние несколько лет пережило очень мощную политическую поляризацию и антагонизм, уже накопилась усталость и желание как можно скорее - так или иначе - завершить этот кризис, а значит вердикт суда все же придется принять и двигаться, жить дальше.
Также стоит понимать, что вероятность того, что Юн Сок Ёля лишат жизни, крайне мала, практически ничтожна. Хотя теоретически смертная казнь в Южной Корее и существует как наказание, но практически она не применяется с 1997 года. Ранее к смертной казни уже приговаривали бывшего президента РК - Чон Ду Хвана, но потом заменили на пожизненный срок, затем скостили до длительных сроков, а в конце концов выпустили по амнистии. При этом Чон, объективно говоря, натворил куда больше дел: он реально захватил власть с использованием военных, отстранил от исполнения обязанностей и.о. президента, в ходе чего погибли люди, а затем еще был признан виновным в кровавом подавлении демократического восстания в городе Кванчжу в 1980 г. Несмотря на это, повторимся, Чон в конце концов пробыл в тюрьме лишь несколько лет. Юн же в ночь с 3 на 4 декабря 2024 г. в итоге сам отозвал военное положение и на его руках нет крови.
Скорее всего, как полагают эксперты, Юн Сок Ёль пойдет по пути многих осужденных бывших президентов, когда сначала назначают суровые наказания или длительные сроки, потом их сокращают по тем или иным причинам, а затем, когда в обществе спадает напряжение и ажиотаж, "ради национального примирения" бывшего главу государства освободят по президентской амнистии. Именно так было с Чон Ду Хваном, Ро Дэ У, Ли Мён Баком и Пак Кын Хе - всеми президентами РК, которые после окончания своего правления были признаны виновными в нарушении законов. Впрочем, просидеть в тюрьме несколько лет Юну все же скорее всего придется, как и его сообщникам, но, подчеркнем, все в итоге будет не так жестко, как выглядит сейчас.