Люди в черном: зачем Трамп решил устроить перестройку Секретной службы

В США значительно увеличивают численность Секретной службы, одна из главных задач которой – охрана первых лиц государства, в первую очередь – президента и его семьи. В причинах обеспокоенности американского руководства собственной безопасностью разбирался исполнительный секретарь Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ, доктор юридических наук, заслуженный юрист России, профессор, заведующий кафедрой международного права РГСУ Юрий Жданов.

Люди в черном: зачем Трамп решил устроить перестройку Секретной службы
© Московский Комсомолец

Юрий Николаевич, американская администрация действительно намерена пополнить ряды секретных агентов?

– Да, о таком решении сообщило издание The Washington Informer: «Секретная служба США намерена значительно расширить свое присутствие в округе Колумбия, поскольку федеральные чиновники сталкиваются с резким ростом реальных угроз, связанных с эскалацией глобальной напряженности и увеличением числа очагов напряженности, которые привели к повышению уровня готовности в столице страны».

Согласно внутренним плановым документам и заявлениям должностных лиц, знакомых с ситуацией, агентство планирует в течение следующих нескольких лет увеличить штат на тысячи человек, при этом значительная часть, как ожидается, будет направлена ​​в столичный регион.

– Руководство США чего-то или кого-то конкретно опасается?

– Видимо, опасения присутствуют. Так или иначе, американские лидеры в последнее время чувствуют себя неуютно и даже тревожно на фоне почти ежедневных массовых демонстраций в столице страны.

Известно, что сразу после захвата президента Мадуро и его супруги возле Белого дома, бывшего посольства Венесуэлы и федеральных зданий по всему городу образовались протестные толпы, что привело к перекрытию дорог, усилению режима работы всех подразделений Секретной службы и столичной полиции. Президент Колумбии Густаво Петро выступил с одним из самых резких заявлений, обвинив влиятельные силы США в разжигании военной эскалации: «Клан педофилов хочет уничтожить нашу демократию. Чтобы список Эпштейна не был обнародован, они посылают военные корабли убивать рыбаков и угрожают нашему соседу вторжением из-за его нефти».

Эти заявления широко распространились среди демонстрантов в округе Колумбия и по всей Латинской Америке, где лидеры предупреждали, что захват иностранного главы государства может дестабилизировать регион. Китай и Россия осудили этот шаг, а ООН выразила обеспокоенность по поводу нарушений международного права.

Американские законодатели от обеих партий выразили обеспокоенность по поводу законности операции и ее последствий для внутренней безопасности. А конгрессвумен-демократ из штата Мэриленд Эйприл Делани призвала объявить президенту США Трампу импичмент. Несколько конгрессменов предупредили, что агрессивные действия за рубежом увеличивают риск ответных мер внутри страны, что вызывает серьезную озабоченность в Вашингтоне.

Причем протестные акции связаны и с другими действиями США – операциями в Нигерии, угрозами Кубе, Колумбии, Мексике, Ирану и некоторым другим суверенным государствам. В США вполне справедливо полагают, что спецслужбы ряда этих государств тоже нацелились на Вашингтон.

А еще нарастает внутренний раскол в американском обществе, растет недовольство миграционной политикой, радикализируются глобалисты, либералы, демократы, националисты и антифа. В общем, буйные головушки имеются – и это при почти поголовном вооружении населения.

Представители правоохранительных органов заявили, что демонстрации в основном носят мирный характер (пока!), но признали, что масштабы протестов в сочетании с угрозами в интернете, связанными с международными событиями, истощили ресурсы. Замдиректора Секретной службы Мэтью Куинн признал, что объем работы агентства растет быстрее, чем численность его персонала: «Наши показатели недостаточны для удовлетворения этих потребностей».

Короче говоря, основания для беспокойства имеются.

Наверное, есть еще и личные мотивы Дональда Трампа. Некоторые психологи полагают, что Трамп явно одержим жаждой мести за совершенные на него покушения и боязнью мести за совершенные им самим деяния (а он успел много чего наворотить). Старой Секретной службе он не верит и подозревает ее руководство в соучастии в организации на него покушений. Поэтому формирование новой Секретной службы – а именно это, по сути, сейчас и происходит, он держит под своим личным контролем.

– И вместо того, чтобы снизить накал страстей, подкорректировав внешнюю и внутреннюю политику, Трамп усиливает охранные структуры?

– Корректировать, тем более – менять свою политику Трамп вряд ли будет. Остается одно – обрастать броней, создавать вокруг себя непроницаемое защитное поле. Он вполне справедливо полагает, что безлпасности много не бывает. Бывает поздно.

The Washington Post сообщает о планировании беспрецедентного увеличения штата Секретной службы: «Секретная служба США начала одну из самых амбициозных в своей истории кампаний по набору персонала, стремясь привлечь тысячи агентов и офицеров, чтобы снизить нагрузку на перегруженный штат и подготовиться к ряду крупных событий 2028 года, включая президентские выборы и Олимпийские игры.

Руководители ведомства заявляют о намерении нанять 4000 новых сотрудников к 2028 году — такой резкий рост, по мнению экспертов в области правоохранительных органов, не имеет прецедентов и отражает растущую обеспокоенность по поводу выгорания персонала, потери опытных агентов и неустанного темпа работы. Увеличение штата компенсирует ожидаемый уход на пенсию и увеличит численность ведомства примерно на 20 процентов, впервые до более чем 10 000 человек.

В соответствии с планом, разработанным заместителем директора Мэтью Куинном, служба планирует увеличить численность своих специальных агентов с примерно 3500 до примерно 5000 человек. Также планируется добавить сотни сотрудников в подразделение в униформе, доведя его общую численность до примерно 2000 человек, и нанять дополнительный вспомогательный персонал.

План также включает расширение подразделений по борьбе со снайперами, групп быстрого реагирования и операций по обнаружению взрывчатых веществ, которые регулярно развертываются в районе Национальной аллеи, Капитолийского холма и дипломатических коридоров».

Кстати, увеличение штата также позволило бы Секретной службе меньше зависеть от помощи других правоохранительных органов в обеспечении безопасности важных мероприятий, что обеспечило бы ей более жесткий контроль над местами проведения. Плохая коммуникация с другими ведомствами сыграла важную роль в самом известном провале службы за последние годы — попытке покушения на Трампа в 2024 году на предвыборном митинге в Батлере, штат Пенсильвания.

Да и анализ общей ситуации в агентстве не радует администрацию. Выяснилось, что в 2024-м году количество сотрудников, работающих менее пяти лет, в Секретной службе достигло 40%, хотя еще в 2015-м таких было 13%.

В 2014-м сотрудникам, которые охраняют первых лиц государства, было рекомендовано отводить 25% рабочего времени на тренировки. Однако по факту на это тратится 3–7%.

– Понятно, что подобрать новых сотрудников для любой спецслужбы – задача не тривиальная. Как предполагается стимулировать новобранцев?

– Ну, нового тут ничего не изобретают, вопрос лишь в размере «стимула». Для ускорения набора персонала агентство предлагает бонусы в размере до 60 тысяч долларов за специализированные должности, включая специальности, связанные с противодействием нападениям и реагированием на опасные ситуации. Кстати, эти поощрения почему-то редко встречаются в других федеральных правоохранительных органах США.

The Washington Post пишет, что, по словам бывших сотрудников ведомства, оно сталкивается с серьезными препятствиями, включая нехватку квалифицированных кандидатов, конкуренцию с другими правоохранительными органами, особенно в сфере контроля за соблюдением иммиграционного законодательства, а также проблемы с наймом и обучением персонала.

Предыдущая попытка набрать 10 000 сотрудников за примерно 10-летний период, закончившийся в 2025 году, провалилась из-за проблем с текучестью кадров в руководстве, сбоев, вызванных пандемией коронавируса, и других трудностей. Несмотря на то, что служба предлагала одни из самых крупных финансовых стимулов среди всех федеральных правоохранительных органов, она значительно отстала от целей по набору и удержанию персонала.

Мэтью Куинн вынужден признать: «Мы придерживаемся принципа, что не сможем откупиться от этого за счет собственных средств. Мы не можем создать достаточно стимулов, чтобы перечеркнуть тот факт, что наши сотрудники работают очень и очень усердно. Миссия по обеспечению безопасности расширилась. Наших сил недостаточно для удовлетворения этих потребностей. Мы должны выполнить то, что обещали сделать 10 лет назад. Мы должны сделать это сейчас».

Куинн заявил, что он и директор Секретной службы Шон Карран, бывший глава службы охраны президента США Дональда Трампа, поставили перед собой цель сделать набор персонала первоочередной задачей, уступающей по важности только обеспечению безопасности. По его словам, высокопоставленные чиновники администрации поддержали эту цель.

Руководство ведомства хочет улучшить качество жизни сотрудников, сократив рабочее время и время, проводимое в командировках, для офицеров и агентов, многие из которых проводят месяцы в году в поездках по охранным заданиям.

– Но ведь стимулирование и забота о сотрудниках – не самое главное в работе с кадрами спецслужбы?

– Безусловно. Поэтому Джанет Наполитано, бывший министр Министерства внутренней безопасности, головного ведомства Секретной службы, даже посочувствовала коллегам: «Им придется устранить все управленческие и бюрократические барьеры. Они должны иметь возможность быстро набирать, поддерживать квалификацию и обучать такое количество новых агентов. Им придется превратить штаб-квартиру в машину по найму персонала».

The Washington Post озвучивает сомнения бывших сотрудников, что даже более скромные целевые показатели найма могут оказаться недостижимыми в такие сжатые сроки: «Прием на работу и обучение в Секретной службе — это длительный, сложный и чрезвычайно бюрократический процесс, даже по меркам федерального правительства. Он включает в себя несколько этапов собеседований, тщательную проверку биографии и строгий тест на полиграфе, который, по словам чиновников, отсеивает некоторых, в остальном, сильных кандидатов.

По словам бывшего руководителя Секретной службы, знакомого с процессом и говорившего на условиях анонимности, все эти шаги создают значительную нагрузку на и без того недоукомплектованные полевые офисы. Бывший руководитель отметил, что трудно представить, как агентство сможет преодолеть эти препятствия, одновременно значительно расширив штат сотрудников.

Некоторые представители службы высказывали предположение о возможности сокращения или приостановления следственной части обучения агентов, сосредоточившись только на защитной составляющей миссии службы. Но Куинн заявил, что это исключено: «Расследования — это жизненно важная составляющая этой организации».

– Главная проблема с отбором кадров – бумажная волокита?

– Как это ни банально звучит. А вы думали, это только у нас – бюрократия? Так или иначе, способ ускорить процесс отбора был найден. The Washington Post свидетельствует: «В ноябре 2025 года служба провела первое из нескольких запланированных мероприятий по ускоренному набору персонала, в ходе которых кандидаты проходят оценку в течение нескольких дней, включая тест на физическую подготовку, собеседование по вопросам безопасности и полную проверку на полиграфе.

Как утверждает Делиса Холл, главный специалист по управлению человеческими ресурсами Секретной службы, исторически эти оценки занимали месяцы. По ее словам, из почти 800 кандидатов, присутствовавших на первом мероприятии, в следующий этап прошли около 350 человек: «Становится очевидно, что это может стать нашей новой нормой — ускоренным прохождением отбора абитуриентов».

Представители ведомства заявляют, что им удалось сократить сроки получения предложения о работе с 18 месяцев и более до менее чем одного года, и они надеются сократить этот срок еще примерно на четыре месяца. Длительное ожидание в прошлом приводило к тому, что некоторые кандидаты отказывались от участия в конкурсе или переходили на работу в другие ведомства, которые действовали быстрее.

Холл заявила, что агентство набирает сотрудников из числа военнослужащих, студентов-спортсменов и сотрудников правоохранительных органов, и поддерживает более активное взаимодействие с кандидатами, чтобы не потерять людей в процессе набора».

– Кого-то уже успели набрать?

– По словам официальных лиц, служба обеспечила набор 42 групп в главный федеральный учебный центр для сотрудников правоохранительных органов в Глинко, штат Джорджия, на 2026 финансовый год. Все новые агенты и сотрудники службы должны пройти базовую подготовку следователей по уголовным делам в этом центре, известном как FLETC, в течение примерно трех месяцев вместе с новобранцами из других ведомств.

Ожидается, что кампус останется переполненным в обозримом будущем новобранцами из Иммиграционной и таможенной службы и других иммиграционных ведомств, нанятыми в рамках ужесточения мер, проводимых администрацией Трампа. Руководители Секретной службы заявляют, что им не приходилось конкурировать за места. Однако несколько бывших чиновников выразили опасения, что набор новобранцев в эту службу может отойти на второй план по сравнению с подготовкой кадров для Иммиграционной и таможенной службы или Пограничной службы, которые тоже активно набирают персонал.

–​ Удастся ли выполнить все планы по расширению Секретной службы к 2028 году?

– Многие в США задаются тем же вопросом, включая и экспертов The Washington Post: «Давление на агентство будет только нарастать по мере приближения 2028 года. Некоторые сотрудники Секретной службы в частном порядке называют этот год «Армагеддоном» из-за чрезвычайных требований к безопасности, связанных с выборами и другими крупными мероприятиями, включая Олимпийские игры в Лос-Анджелесе, первые летние игры в Соединенных Штатах с 1996 года в Атланте.

Состав, выполняющий эту миссию, может кардинально отличаться от состава предыдущего избирательного цикла. Многие опытные агенты в последние годы перешли в другие ведомства или на работу в частный сектор. Другие, из большой группы, нанятой в годы, предшествовавшие и последовавшие за терактами 11 сентября 2001 года, могут не остаться на еще одну напряженную избирательную кампанию.

Дерек Майер, возглавлявший чикагское отделение Секретной службы, отмечает: «Примерно треть рабочей силы достигнет пенсионного возраста до начала 2028 года. Это, безусловно, повод для беспокойства».

Поскольку срок полномочий Трампа ограничен, ожидается, что обе основные партии проведут конкурентные праймериз, что увеличит число людей, которых придется охранять Секретной службе. Будущие кандидаты в вице-президенты, их напарники и супруги будут находиться под постоянным присмотром Секретной службы. В задачи агентства также входит координация мер безопасности во время летних Олимпийских и Паралимпийских игр 2028 года».

– А вообще что из себя сейчас представляет американская Секретная служба?

– Напомню, что Секретная служба была создана аж в 1865 году и на тот момент входила в состав Министерства финансов. Причиной появления этой службы стала захлестнувшая Соединенные Штаты волна фальшивомонетничества. Подделка американской валюты серьезно угрожала стабильности финансовой системы, в связи с чем и появилась потребность в создании первой спецслужбы государства. То есть, эти секретные парни в первую очередь должны были оберегать самое дорогое для сердца каждого американца – доллар. А уж потом – всяких там президентов. Кстати, в тот же день, вернее – вечером, когда была утверждена и узаконена эта Секретная служба, убили Авраама Линкольна. Заметьте, Линкольна убили 14 июля, а на Трампа покушались 13 июля. Разница – в сутки. Мистическое совпадение?

Так что, по сути, Секретная служба – родоначальница всех спецслужб США. Именно в Секретной службе впервые появилась внутренняя разведка и контрразведка, полномочия по которым позднее были переданы ФБР. А Управление стратегических служб (предшественник ЦРУ) было тоже сформировано из агентов Секретной службы.

И только после убийства в 1901 году президента Мак-Кинли Секретной службе было поручено приступить к охране высших должностных лиц. Да, эта спецслужба долгое время успешно защищала американских лидеров. Но в 1963 году для нее наступил черный день, когда был убит президент Кеннеди. С тех пор в Секретной службе произошли серьезные изменения. Тогда была создана контрснайперская команда. Теперь, где бы ни находился американский президент, обеспечивать его безопасность будут, в том числе и контрснайперы.

Сегодня Секретная служба – это федеральное агентство США, которое находится в подчинении Министерства внутренней безопасности и, вместе с тем, не входит в состав Разведывательного сообщества, хотя и представляется в нем через упомянутое министерство. Секретная служба США выполняет две основные задачи: криминальные расследования, в основном ведущиеся в отношении преступлений против американской финансовой системы, а также охрана президента, вице-президента, членов их семей, комплекса Белого дома, резиденции вице-президента и некоторых других, предусмотренных законом, лиц и объектов.

Первой линией обороны в охранных операциях Секретной службы являются отнюдь не спецагенты личной охраны президента, а те, кто обычно находятся за кадром. Речь идет об отделе охранной разведки и оценки Секретной службы, осуществляющий сбор информации о людях, которые могут представлять угрозу охраняемым лицам. Эта информация может собираться различными методами, в том числе путем мониторинга сети Интернет и публикаций СМИ.

–​ У Секретной службы есть собственный спецназ?

– Есть: в 1979 году была создана контрштурмовая команда Секретной службы. Она состоит из хорошо экипированных сотрудников, чем-то напоминающих спецназ SWAT. В задачу контрштурмовой команды входит огневая поддержка охранных операций. Если по президенту будет открыт огонь, тогда телохранители выведут его в безопасную зону, а контрштурмовая команда займется подавлением вражеского огня. Опять же, сложно представить охранные операции без специальной техники.

–​ Что это за техника?

– Это система радиоэлектронного подавления (ECM). Она размещается в автомобиле позади президентского или вице-президентского лимузина и предназначена для противодействия самодельным (да и любым) взрывным устройствам, противотанковым управляемым ракетам, гранатометам и БПЛА. Кроме того, автомобиль с ECM помимо радиоэлектронного подавления также способен генерировать дым, который в угрожающей ситуации скрывает лимузин охраняемого лица.

– Какова численность Секретной службы США?

– Там сейчас работают примерно 5000 человек: 2100 спецагентов, 1200 полицейских и 1700 технических и административных работников. Спецагенты служат телохранителями официальных лиц или расследуют финансовые преступления.

Возможно, в расследовании финансовых преступлений и кроется еще одна причина, почему Трамп столь решительно взялся за Секретную службу: у него слишком много претензий к Федеральной резервной системе. Стремление поставить под личный контроль «центр силы» Америки – дорогого стоит.