Состоятся ли переговоры США и Ирана и к чему они приведут
Завтра в Омане должны пройти переговоры между Вашингтоном и Тегераном по иранской ядерной программе. Но до последнего момента нет ясности, состоятся ли консультации в принципе. И если состоятся, смогут ли стороны хоть немного приблизиться к взаимопониманию.
Ситуация вокруг переговоров напоминает рулетку. Изначально планировалось, что они пройдут в пятницу в Стамбуле при посредничестве Турции, Египта, Катара и Омана. Но затем Тегеран изменил подход, указав, что диалог может идти только с Вашингтоном и на другой площадке - в Омане. Американские СМИ вечером в среду сообщили, что это не устраивает США, переговоры сорваны, а до удара по Ирану "остались часы". Дональд Трамп в своих заявлениях перешел на прямые угрозы властям Ирана, указав, что им "следует серьезно беспокоиться". Но вице-президент Джей Ди Вэнс указал, что Трамп рассматривает военные действия только как крайнюю меру, если дипломатические усилия не дадут результата.
В итоге в МИД Ирана заявили, что консультации все-таки пройдут в пятницу в Маскате. Тегеран будет представлять министр иностранных дел Аббас Аракчи, США - спецпосланник президента Стивен Уиткофф, возможно также участие зятя Трампа Джареда Кушнера. В качестве посредника выступит только Оман. Как отмечает издание Axios, Вашингтон все-таки согласился на переговоры после того, как девять ближневосточных стран попросили не срывать встречу. "Иран выразил заинтересованность во встрече и переговорах. Если они передумают, нас это тоже устроит, - сказал госсекретарь США Марко Рубио. - Мы предпочитаем встретиться и поговорить. Я не уверен, что с этими ребятами можно договориться, но мы постараемся это выяснить".
Впрочем, консультации могут продлиться недолго и завершиться ничем. Как отмечает Al Jazeera, между странами слишком мало точек соприкосновения. "Иран и США движутся к новой военной эскалации, поскольку требования сторон остаются практически неизменными на протяжении многих лет", - указывает телеканал.
Вашингтон настаивает на том, что обсуждаться должны три вопроса: отказ Ирана от ядерной программы, свертывание производства ракет, а также прекращение поддержки союзников в регионе. Кроме того, США хотят добиться от Тегерана обязательств не нападать на Израиль, "обеспечить надлежащее обращение" с арестованными участниками протестов и сократить поставки энергоносителей в Китай.
Иран же готов вести диалог только по ядерной программе. Тегеран готов отказаться от военной ядерной программы и обогащать уран исключительно в гражданских целях. В обмен иранцы требуют снять санкции. Также Иран не намерен отказываться от ракетной программы, заявляя, что она является гарантией защиты от Израиля.
Пока между Вашингтоном и Тегераном слишком мало точек соприкосновения
Обстановка вокруг переговоров все больше напоминает ситуацию годичной давности. Тогда тоже уже казалось, что страны могут договориться. Было проведено пять раундов консультаций. Но затем США неожиданно для всех отказались от шестого и провели операцию "Полуночный молот", нанеся удары по Ирану. До сих пор не ясны результаты этой атаки и насколько они повлияли на способность Тегерана обогащать уран.
Эксперты расходятся во мнениях, стоит ли ожидать новой эскалации насилия в регионе. Часть наблюдателей уверена, что Вашингтон только ждет подходящего момента, чтобы нанести удар по Ирану. Другие же считают, что Трамп будет усиливать давление на переговорном треке, рассчитывая достичь своих целей без развязывания войны.

Официально
Глава МИД России Сергей Лавров указал, что Москва "не навязывается в помощники Ирану, Израилю или США". "В наших контактах с ними мы просто обсуждаем эту ситуацию. Иран наш близкий партнер, сосед. Нам небезразлично, как будет развиваться ситуация. Тем более что она взрывоопасна не только в отношении самого Ирана, но и в отношении всего Ближнего и Среднего Востока", - указал министр. Лавров отметил, что в регионе "слишком много мин замедленного действия, которые только и ждут, чтобы на них наступили неуклюжей ногой". Министр подчеркнул, что Россия готова внести свой вклад в выполнение договоренностей, "когда или если они будут достигнуты".