Вечно голубой, вечно пьяный: латвийский президент Ринкевич торговал в Швейцарии русофобией

Президент Латвии Эдгар Ринкевич в кулуарах Давосского форума воспользовался желанием журналистов газеты Blick взять у него интервью, чтобы высказаться о наболевшем.

Вечно голубой, вечно пьяный: латвийский президент Ринкевич торговал в Швейцарии русофобией
© Московский Комсомолец

Рассказав о вкладе балтийской республики в общее европейское дело, о 400-х километрах забора, возведенного на границе с Россией и Белоруссией, отношении к алкоголю и других важных вещах, Ринкевич перешел к самому главному: как он ненавидит русских и что собирается сделать с теми из них, кто живет в Латвии

Прежде всего президент выразил сожаление, что тотальные репрессии против русских не начались 20-30 лет назад и пообещал непременно ошибку исправить. Как? Ну, например, почаще сажать не-латышей в тюрьму.

Скандалы, с которыми имя Ринкевича было связано до избрания на высший пост, были достаточно заурядны, во всяком случае, для северной части ЕС. В бытность главой МИД он прославился склонностью к выпивке. "Он не может стать премьером, потому что у него есть большой недостаток - он раз за разом вечером напивается, и потом звонит и говорит несуразные вещи. Он звонил коллегам по партии, руководителям страны и говорил глупости", - писали о нем его же коллеги.

А в год избрания в парламент (2014) он совершил каминг-аут и стал первым политиком в истории Латвии, открыто признавшим свою гомосексуальную ориентацию*. А вот мировое первенство в этом виде «спорта» он проиграл. К моменту избрания его президентом (2023) он стал только вторым в истории открытым геем* во главе государства (после руководившего Сан-Марино в 2022 году Паоло Ронделли).

Зачем президенту Латвии понадобилось напоминать международной общественности о своих неблаговидных планах, «МК» спросил у Олега Бондаренко, директора Фонда прогрессивной политики, полит-консультанта, работавшего в прошлом в Латвии.

- Президент европейской страны заявляет СМИ с международной аудиторией, что готов начинать репрессии против части населения своей страны, выбранной по языковому признаку. Это нормально?

- Давайте начнём с того, что Эдгар Ринкевич - известный русофоб с огромной соответствующей репутацией. И в бытность партийным деятелем, и на министерских постах он вёл последовательную борьбу не просто с Россией, а именно с русскими - в Латвии проживает около 30% русскоязычных, или просто русских людей. Поэтому направленность его заявлений объяснима.

Но надо сказать честно, русские, которые живут в Латвии, да и в Эстонии, в большинстве своём уже давно натурализовались - только меньшая их часть остаются негражданами. И они, несмотря на все вот эти внешние политические маркеры, они продолжают там жить и никуда уезжать не собираются. Редко когда возникает ситуация, когда кто-то вынужден куда-то перебраться, но это связано либо с личными какими-то политическими преследованиями, либо с ещё чем-то.

Если сравнивать их положение с положением русских, допустим, в Азербайджане или в странах Центральной Азии, в Средней Азии, то получается так, что в Балтии им даже как бы комфортнее. Такой вывод можно сделать по факту того, что русские оттуда не тропятся уезжать. Более того, мы видим, например, что вообще в Латвии еще лет 10-15 назад основную массу сотрудников силовых органов составляли русские. Так сложилось исторически.

Слова господина Ринкевича, конечно, вселяют определённые опасения за будущее русских в Латвии, но я надеюсь, что и в этот раз люди, привыкшие максимально приспосабливаться к ситуации, справятся. Слишком мало у латышских русофобов осталось формальных маркеров определения русскости. Они ввели в своё время институт неграждан, желая создать проблемы для русских, которые не имеют родственников, проживавших в Латвии до 1945 года. Но я работал в Латвии и помню, что на самом деле сдать экзамен на гражданство в нулевые-десятые годы, в общем-то, большой проблемы не представляло. И люди сдавали.

- А не ушло ли время, грубо говоря, для таких выступлений?

- Время может и ушло, но господин Ринкевич - человек из того времени.

- То есть это какой-то личный странный самопиар, что-то исключительно личное?

- Латыши на самом деле до сравнительно недавнего времени действительно очень сильно переживали, что в их политике могут победить русские. И более того, такой шанс был. Партия Центр согласия Яниса Урбановича и мэра Риги Нила Ушакова была долгие годы лидером партийных опросов. Но всё закончилось в двадцать втором году.

- Ну, а в принципе, русофобия такого сорта насколько долго может сохраняться дальше? Товар этот политический явно уж протухает, ну, во всяком случае, на международном рынке. Что же в Латвии-то

- Пока продолжается СВО, русофобия в Латвии и в других странах Восточной Европы будет на коне, уж поверьте. Потому что всегда будет пугалка, что русские вторглись на Украину, а потом следом - вот, например, в Латвию.

- Вернувшись из Давоса, латвийский президент по случаю 105-й годовщины независимости страны выступил с некими тезисами. Что страна должна быть сильной, но гибкой. И быть готовой принимать противоречивые решения. Поскольку у Латвии собственной силы нет, тут, похоже, именно выдающаяся русофобия до поры поддерживала иллюзию, что страна позарез нужна на мировом капитанском мостике, чтоб рулить вместе «большими». Оттуда и сила. Но тут пришел Трамп. С финским русофобом Стуббом дружит, а Ринкевича в упор не видит, в Совет мира не зовет и т.д. Латвийская русофобия падает в цене? 

- Она будет ещё долго ходовым внешнеполитическим товаром, потому что не Америкой единой, как говорится. Сейчас Брюссель становится всё более автономным центром, и есть отдельно Берлин, отдельно Париж, которые всегда будут поддерживать вот такую позицию Латвии

Между двумя мировыми войнами Латвия снабжала пол-Европы маслом. Сейчас, конечно, этого нет. Но Латвия в качестве такой политической моськи, гавкающая на Россию, будет востребована, наверно, всегда.

- Хорошо, а сам Ринкевич со всеми его обещаниями и личными загогулинами долго будет востребован?

- Он пока ещё довольно нестарый политик. Так что да. Ну послушайте, главная националистическая сила Латвии является лидером партийных опросов. Хотя 15 лет назад она набрала меньше 10%. 

- То есть не помешают даже волны компромата? В соседней Финляндии видео вечеринок премьера Санны Марин вроде не лучшим образом отразились на ее политической карьере. Могут Ринкевича отправить в Европарламент или еще куда-нибудь, так сказать, с глаз долой?

- Пока что он останется. Ещё раз, Латвия — это такая лакмусовая бумажка отношений России с Европой. Начнётся нормализация отношений с Западом, и с Латвией тоже, соответственно, будет немножко ситуация поспокойнее, будут рейтинги националистов поменьше, а заявления потише. Если отношения с Европой напряжённые и, более того, конфронтационные, то Латвия, безусловно, это ярчайший маркер данной конфронтационности. 

Ринкевича не надо списывать, он ещё посидит, поработает. Это политик, состоявшийся ещё в конце нулевых, начале десятых годов. То есть он ещё себя не отработал.

А компромат в данной ситуации значения не имеет. Поверьте, на любого крупного латвийского и не только латвийского политика есть компромата не меньше, а может быть, и больше.

* движение ЛГБТ запрещено в России