Трамп на крючке: Белый дом тянет войска к Ирану, но боится «цены вопроса»

The New York Times сообщила, что президенту Дональду Трампу был представлен обновленный список военных мер, которые могли бы быть применены к Ирану. Трамп читает, думает. Тем временем в регион стягиваются корабли ВМС США, перегоняются поближе истребители и бомбардировщики (подробнее о составе американских сил в регионе читай.)

Трамп на крючке: Белый дом тянет войска к Ирану, но боится «цены вопроса»
© Московский Комсомолец

Прежние подобные списки отличало то, что в них не значилось применение ВС США в наземных операциях на территории Ирана. К тому же ранее угрозы Трампа применить военную силу были увязаны с его требованием к Тегерану прекратить жестокое подавление акций оппозиции. Но после того, как столкновения прекратились, угрозу применения силы американцы не сняли и очевидных признаков утраты интереса к развитию ситуации в Иране Белый дом не демонстрировал. А потом и вовсе начал подтягивать войска. 

Появление новых планов ударов по Ирану в США уже успели объяснить горячим желанием принудить Тегеран к заключению некой сделки. При этом другие источники утверждают, что Трамп все же хочет переиграть вроде бы завершившуюся посленовогоднюю историю со свержением Иранских властей.

К вечеру 30 января свой ход сделал и Тегеран: глава МИД Аббас Аракчи сообщил, что власти готовы вести переговоры по прежде наиболее интересной для запада теме – иранской ядерной программе. Вашингтону как бы предложили подтвердить, что ему нужны именно переговоры и сделки.

С просьбой оценить медийные «интервенции» и возможность интервенции реальной, военной мы обратились к Лане Раванди-Фадаи, старшему научному сотруднику Института востоковедения РАН, руководителю Восточного культурного центра ИВ РАН.

- Можно ли эту публикацию в New York Times расценивать как стопроцентный вброс, а не как информацию о реальных намерениях администрации США?

- Я думаю, что прямое, крупномасштабное наземное вторжение в Иран сейчас маловероятно. Хотя в Вашингтоне, как мы видим, очень сильно пугают Иран ударами, которые могли бы быть частью большой операции. 

Какие варианты могут рассматриваться? Если мы будем идти по этому сообщению New York Times, Пентагону представлены расширенные варианты ударов по Ирану, среди которых удары по ядерным и ракетным объектам, нанесение авиаударов по командным пунктам и инфраструктуре, возможны и наземные рейды с участием спецназа на конкретные объекты внутри Ирана. Но всё-таки решение по этим планам окончательно не принято. Это важная оговорка. 

Почему я думаю, что непосредственного крупномасштабного вторжения не будет? Потому что ввод американских сухопутных войск в Иран — это далеко не базовый вариант, не первый план. Даже если он и фигурирует в списке операций, всё-таки официальные лица в США подчёркивают, что обсуждаются разнообразные методы давления, в числе которых авиаудары и спецоперации и так далее. Теоретически наиболее вероятно это могли бы быть удары с воздуха или точечные рейды спецподразделений. Но надеюсь, что полномасштабного варианта не будет, хотя Нетаньяху (премьер-министр Израиля – авт.) спит и видит падение исламского режима. Я уверена, что это убеждение Нетаньяху. Но, конечно, там есть несколько причин, почему они зациклены на Иране

Почему президент Трамп все еще не принял окончательного решения о выборе конкретного сценария? Мне кажется, ему как бизнесмену нужно четкое понимание цены вопроса, он ждёт ясности, что именно он получит на выходе. При том, что в общем ясно, что Иран готов ответить и обязательно ответит. Поняв это, Трамп, надеюсь, на крайние меры не решится. Хотя мы видим, давление со стороны США продолжается, и они усиливают свою группировку в регионе, демонстрируют военную мощь, чтобы воздействовать на Тегеран.

Есть и другие важные обстоятельства. Иран имеет серьезные военные ресурсы. В ходе Двенадцатидневной войны (Ирано-израильская война, июнь 2025г. – авт.) он не выложился, не растратил всю свою мощь, потому что заранее рассчитывал на ведение долгого конфликта. Он также нащупал слабые стороны противника, и в конце войны уже успешно вел боевые действия и даже начал пробивать ПВО, систему «Железный купол» Израиля. Учитывая это, Трамп всё-таки не должен рискнуть.

- А можно ли принять уже прозвучавшую в США версию о том, что эти все подтягивания войск и газетные вбросы это такие попытки склонить руководство Ирана к активизации переговоров с Вашингтоном? Или что цель тут обнадёжить оппозицию, что могут быть предприняты какие-то действия, для поддержки новой дестабилизации власти в Иране?

- Вы знаете, я не думаю, что главное здесь - переговоры. Почему? Потому что они в прошлый раз начали войну как раз накануне переговоров. И говорили, что хотят склонить Иран к переговорам. Но начали войну. Поэтому и возникает вопрос, а нужны ли им на самом деле переговоры с иранцами?

То, что было недавно, протестные выступления, которые происходили в Иране, это тоже и их подготовка, и их инсценировка. И это тоже говорит о том, что они говорят одно, но делают совсем другое. Они, конечно, надеялись создать такой эффект, иллюзию неизбежного падения иранского правительства. Запускали фейковые новости и так далее. Они надеялись, что вот эти протестные выступления приведут к перевороту. Поэтому сейчас, когда говорят про переговоры, я уже в это мало верю.