Эксперт Сидоренко оценила шансы Венгрии в суде за право получать российский газ

Доктор юридических наук, главный научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Элина Сидоренко в беседе с "РГ" отметила, что в прошлом Суд ЕС неоднократно рассматривал иски государств - "оппозиционеров" к большинству и, как правило, вставал на сторону институциональной архитектуры Европейского союза.

Эксперт Сидоренко оценила шансы Венгрии в суде за право получать российский газ
© Российская Газета

Сидоренко предположила, что иски Венгрии и Словакии об отмене решения Евросовета будут в первой инстанции рассматриваться в Люксембурге именно в рамках обычной архитектуры судебного контроля ЕС, то есть с участием Генерального суда и последующей возможной апелляцией в Суд ЕС.

"Вопрос, какой именно суд окажется задействован на начальной стадии, зависит от окончательной юридической конструкции оспариваемого акта и избранной правовой основы. Поэтому пока мы можем говорить не о "гарантированном" маршруте дела, а о наиболее вероятном сценарии в рамках действующей судебной системы Союза", - заметила эксперт.

Сидоренко обратила внимание на то, что судьи Суда ЕС и Общего суда назначаются по одному от каждого государства‑члена, но после назначения они действуют независимо, не принимая ни запросов, ни инструкций от правительств, институтов или других органов. Их мандат - шесть лет с возможностью переназначения, с гарантиями несменяемости, специальной процедурой снятия и требованиями к безупречной компетенции.

"В прошлом Суд ЕС неоднократно рассматривал иски государств‑"оппозиционеров" к большинству, и он, как правило, вставал на сторону институциональной архитектуры ЕС и принципа лояльного сотрудничества, но при этом внимательно смотрел на процедурные ошибки", - подчеркнула Сидоренко.

По ее словам, предвзятость в форме "наказать непослушных" юридически не проявится, однако ожидать, что Суд станет площадкой для политического реванша меньшинства над большинством не стоит.

"Структурно и институционально судьи ЕС защищены от прямого политического давления и обязаны руководствоваться только правом ЕС и собственной совестью. Но в реальности, конечно, судьи живут в политическом контексте Союза, и политическая чувствительность дел может влиять на осторожность или широту толкования права, - указала эксперт. - Но это скорее проявляется в стремлении к балансу и институциональной стабильности, чем в предвзятости против тех или иных стран".

"Корректно говорить не о "политической лояльности" судей большинству, а о том, что Суд ЕС традиционно защищает целостность правопорядка Союза, даже если это идет вразрез с позицией отдельного государства‑члена. И это является объективным структурным фактором, который Венгрия и Словакия будут учитывать, формируя свои иски", - заключила Сидоренко.