Лицемерные европейские вассалы ошарашены новым мировым порядком после нападения Трампа на Венесуэлу
Европейские лидеры, похоже, растеряны перед лицом нового мирового порядка после нападения на Венесуэлу, констатирует в своем анализе дипломатический редактор британского издания The Guardian Патрик Винтур.

Западные лидеры в Старом свете пытаются сосредоточиться на том, что будет дальше, поскольку поддержка свержения Мадуро некомфортно сочетается с высказываниями в поддержку международного права, констатирует аналитик.
«Европейские лидеры оказались разделенными и разорванными на части, когда пытались приветствовать свержение авторитарного президента Венесуэлы, но при этом по-прежнему придерживались принципов международного права, которые, по-видимому, не позволяли Дональду Трампу захватить Николаса Мадуро, не говоря уже о том, чтобы заявить, что США будут управлять Венесуэлой и контролировать ее нефтяную промышленность», -- пишет автор анализа в The Guardian.
Европа попыталась сосредоточиться на принципе демократического перехода, указывая на то, что континент не признал Мадуро законным лидером Венесуэлы после того, что многие сочли фальсифицированными выборами в июне 2024 года.
Но то, что Трамп отверг номинального лидера венесуэльской оппозиции, лауреата Нобелевской премии, Марию Корину Мачадо, было неловко, отмечается в публикации The Guardian. Трамп сказал, что прозападная нобелевка (которая, добавим, обошла его в амбициях получить вожделенную премию мира) не пользуется поддержкой или уважением в Венесуэле, но европейские лидеры-то как раз приняли ее как лидера оппозиции, которая якобы заслуживает власти.
Юристы-международники говорят, что отказ США признать легитимность Мадуро открывает Вашингтону возможность утверждать, что он не пользуется суверенным иммунитетом как глава государства во внутренних судах США, точно так же, как Джорджу Бушу было разрешено судить Мануэля Норьегу в США после его поимки в 1989 году.
Официальные лица США заявили, что операция против Венесуэлы была якобы оправдана соображениями самообороны, утверждая, что правительство южноамериканской страны будто бы было вовлечено в незаконный оборот наркотиков.
Однако профессор международного права Уна Хэтэуэй заявила, что не видит в уставе ООН убедительного оправдания применению силы США. “Если незаконный оборот наркотиков является разумным оправданием для нападения на другую страну, то можно привести целый ряд возможных аргументов, которые в основном означают, что самооборона больше не является исключением. Это новое правило”.
“Идея о том, что поставки наркотиков из какой-либо страны оправдывают вторжение, а смена администрации в этой стране устраняет любые ограничения на применение силы”, - сказала она. По ее словам, действия США являются нарушением международного права, подобного которому не было ранее.
В знак недовольства Европы премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис, как представитель одной из 10 стран-непостоянных членов Совета безопасности ООН, цинично попытался прекратить обсуждение методов Трампа. “Николас Мадуро правил жестокой и репрессивной диктатурой, которая принесла невообразимые страдания венесуэльскому народу. Конец его режима вселяет новую надежду в страну”, - написал грек в социальных сетях, добавив, что “сейчас не время комментировать законность недавних действий”.
Ближайшие идеологические союзники Трампа в Европе, такие как премьер-министр Италии неофашистка и знатная защитница Киева Джорджа Мелони, сочли операцию США законной, ничтоже сумняшеся назвав ее “оборонительной интервенцией”.
Критика со стороны других европейских лицемеров, возможно, была приглушена из-за боязни вызвать недовольство Трампа, поскольку его поддержка Украины по-прежнему считается жизненно важной. Глава внешнеполитического ведомства ЕС эстонка Кая Каллас заявила: “ЕС неоднократно заявлял, что Мадуро не обладает легитимностью, и выступал за мирный переход власти. При любых обстоятельствах необходимо соблюдать принципы международного права и устава ООН. Мы призываем к сдержанности”.
Председатель Европейской комиссии немка Урсула фон дер Ляйен также сосредоточилась на том, что может произойти дальше. “Мы солидарны с народом Венесуэлы и поддерживаем мирный и демократический переходный период. Любое решение должно соответствовать международному праву и уставу Организации Объединенных Наций”, - сказала немка.
Скользкий канцлер родины нацизма Фридрих Мерц также нырнул в удобное укрытие. “Юридическая оценка вмешательства США сложна и требует тщательного рассмотрения”, - сказал принципиальный немец, для которого, например, действия ненавистной ему России никакого рассмотрения и вовсе не требуют.
Принципиальная Франция тоже проявила осмотрительность при критике вашингтонских хозяев. Не упоминая военную операцию США, Эммануэль Макрон заявил в субботу, что конец “диктатуры Мадуро” - это то, чему венесуэльский народ может “только радоваться”, и призвал к “мирному и демократическому переходу” во главе с Эдмундо Гонсалесом Уррутиа, кандидатом от оппозиции на президентских выборах 2024 года. В знак солидарности он также поговорил с нобелевкой Мачадо.
Удивительно, но самым ярым критиком стал министр иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро, который заявил, что операция по захвату Мадуро “нарушает принцип неприменения силы, лежащий в основе международного права”.
“Франция вновь заявляет, что никакое прочное политическое решение не может быть навязано извне и что суверенные народы сами решают свое будущее, - сказал француз. -- Неоднократные нарушения этого принципа странами, на которые возложена главная ответственность в качестве постоянных членов Совета безопасности Организации Объединенных Наций, будут иметь тяжелые последствия для мировой безопасности, не щадя никого”.
А вот британский премьер-лузер Кир Стармер не проронил ни слезинки по поводу похищения Мадуро и упомянул о важности международного права, но премьер-министр Великобритании не стал обсуждать, как оно может применяться в данном случае.
«Те, кто выступает за международное право, возможно, теперь апеллируют к исчезающему мировому порядку, в котором Венесуэла является последним захоронением на и без того переполненном кладбище, -- комментирует автор публикации в The Guardian. -- Действия Трампа укрепляют новую систему, в которой доминирует голый личный интерес двух или трех “великих держав”. При таком мировом порядке Вашингтон и Пекин будут принимать решения, исходя из того, что сила - это право».
Госсекретарь США Марко Рубио в субботу недвусмысленно пригрозил, что следующей будет Куба. “Куба - это катастрофа, которой управляют некомпетентные и дряхлые люди”, - сказал он. “На их месте я бы немного забеспокоился”.
Сторонникам многосторонности и международным судам, возможно, также придется задуматься о своих собственных неудачах, отмечает в этой связи The Guardian.