Более 60% бельгийцев не поддерживают использование российских активов в пользу Украины

Большинство жителей Бельгии не поддерживают идею финансирования Украины за счет замороженных российских суверенных средств, основная часть которых хранится в бельгийском депозитарии Euroclear. Об этом свидетельствуют результаты опроса бельгийских СМИ RTL Info и Le Soir, проведенного вместе с французской социологической компанией Ipsos.

Как сообщает RTL Info, респондентам был задан следующий вопрос:

«С начала [военного конфликта] в Украине около 183 млрд евро российских активов заморожены в бельгийском депозитарии Euroclear. Должно ли правительство согласиться на размораживание этих средств для финансирования поддержки Украины

Согласно результатам опроса, 67% жителей страны поддерживают позицию премьер-министра Бельгии Барта Де Вевера и считают, что правительство не должно соглашаться на размораживание российских активов в пользу Украины. Среди ключевых опасений респонденты называют возможные системные риски для финансовой стабильности Бельгии.

На региональном уровне, что, как пишет RTL Info, для страны бывает нечасто, позиции валлонов, фламандцев и жителей Брюсселя в целом совпадают: соответственно 62%, 71% и 56% опрошенных поддерживают линию, которую в настоящее время отстаивает Барт Де Вевер.

В то же время 22% респондентов придерживаются противоположного мнения и считают, что замороженные средства следует отдать в пользу Украины, тогда как 11% заявили, что не интересуются этим вопросом.

Ключевое решение

Обсуждение судьбы замороженных российских активов выходит на ключевой этап на этой неделе. 18–19 декабря на саммите ЕС странам союза предстоит определить дальнейший режим обращения с этими средствами. Одним из рассматриваемых сценариев является так называемый репарационный кредит Украине, предполагающий использование замороженных активов России, размещенных в финансовых институтах ЕС, для предоставления Киеву займа. Предполагается, что Украина будет обязана погасить этот заем только в том случае и тогда, когда Россия выплатит репарации.

В минувшую пятницу, 12 декабря, страны ЕС уже одобрили бессрочную заморозку российских активов, воспользовавшись экстренным механизмом статьи 122 договора ЕС, который позволяет принимать решения квалифицированным большинством голосов. Эта мера должна исключить риск возврата средств России в случае возможного снятия санкций и устранить зависимость от единогласного продления ограничений каждые шесть месяцев.

Однако использование замороженных активов в качестве источника финансирования кредита вызывает растущее сопротивление внутри ЕС. Бельгия, Италия, Болгария и Мальта в совместном заявлении, на которое ссылается ресурс Euroactiv, поддержали бессрочную иммобилизацию российских средств, но предупредили, что этот шаг не должен автоматически предопределять их использование для поддержки Украины. Страны призвали Еврокомиссию и Совет ЕС продолжить поиск альтернативных решений, соответствующих международному праву и несущих меньшие юридические и финансовые риски.

Также в пятницу стало известно, что российский Центральный банк подал в суд на Euroclear. Общая сумма исковых требований составила 18,1 трлн рублей.

Фундаментальная ошибка

Барт Де Вевер ранее называл идею репарационного кредита «фундаментально ошибочной», указывая на возможные правовые последствия, финансовые риски и угрозу стабильности еврозоны, напоминает Euractiv. Аналогичные опасения высказывали Венгрия и сам депозитарий Euroclear , где сосредоточены 185 млрд из примерно 210 млрд евро российских активов.

К группе противников схемы присоединилась и Чехия. Новый премьер-министр страны Андрей Бабиш заявил, что Прага не поддержит предоставление гарантий по кредиту Украине и выступает за поиск иных источников финансирования, сообщил Euractiv. По его словам, бюджетные возможности страны ограничены, а использование замороженных активов сопряжено с чрезмерными рисками.

Глава дипломатии ЕС Кая Каллас признала , что согласование репарационного кредита становится «все более сложным» на фоне сопротивления ряда государств-членов и давления со стороны как России, так и США. При этом она подчеркнула, что без участия Бельгии реализовать схему будет крайне затруднительно.