Глава Euroclear подверглась угрозам за отказ встречаться с российскими спецслужбами — СМИ

Топ-менеджмент бельгийского депозитария Euroclear, в котором хранится основная часть замороженных активов ЦБ России, столкнулся с давлением и угрозами на фоне отказа от неформальных контактов с представителями российских спецслужб. Об этом говорится в совместном расследовании EUobserver, бельгийских изданий Humo и De Morgen, а также проекта «Центр досье» (признан иноагентом). По данным журналистов, ключевым инициатором попыток давления стал французский банкир Оливье Юби, работающий в структуре Euroclear и поддерживавший длительные связи с Россией.

Угрозы руководству

Согласно материалам расследования, первая попытка контакта произошла вскоре после назначения Валери Урбен генеральным директором Euroclear 7 мая 2024 года. По словам источников, Юби подошел к ней на закрытой встрече и сообщил, что «два моих друга хотят встретиться с вами». Затем он показал на телефоне фотографии двух мужчин: это были «два белых мужчины примерно 50–55 лет в военной форме», которых источники идентифицировали как высокопоставленных представителей российских спецслужб. Встречу планировалось провести в Женеве. «Она была потрясена», — говорит собеседник EUobserver.

После этого Урбен запросила защиту для себя и своей семьи. Однако Национальный кризисный центр Бельгии отказал ей, несмотря на то, что оценка угрозы соответствовала максимально высокому уровню 3–4. Причины ей не были объяснены. В итоге Урбен наняла личную охрану, а позже Euroclear заключил контракт с крупной французской охранной компанией Amarante.

По данным расследования, давлению подвергся и другой член исполнительного комитета Euroclear, имя которого не раскрывается. Юби якобы говорил, что его дом может «сгореть» или «его питомец может внезапно умереть», если он откажется встретиться с российскими контактами. В первой половине 2025 года этот топ-менеджер оказался втянут в ночной инцидент с насилием у бара. После произошедшего Юби написал Урбен: «Вы же не хотите закончить так же, да?»

Оба руководителя отказались от комментариев, а неназванный заявил, что переживает эмоциональные последствия. Сам Юби на вопросы журналистов отвечал уклончиво: «Это моя личная жизнь». «Я больше даже не советник Euroclear… В Брюсселе не бываю с 2022 года», — сказал он, прервав разговор. Он не ответил на вопрос о том, угрожал ли коллегам.

Позицию Euroclear прокомментировал расследователям пресс-секретарь депозитария Томас Черчилль, который заявил, что Юби «ездил в Россию только по личным причинам», напомнив о большой любви банкира к Большому театру. «Он оказывает поддержку опере во Франции и России», — сказал он.

При этом Черчилль подчеркнул, что Юби не имел управленческих полномочий, доступа к замороженным российским активам и не участвовал в принятии решений. «Валери Урбен публично говорила, что получала угрозы. Она не уточняла, от кого», — отметил он.

Масштабное давление

Как показало расследование, кампания давления затронула не только топ-менеджмент. Рядовые сотрудники Euroclear в Брюсселе систематически получали фишинговые сообщения — через СМС, LinkedIn, WhatsApp, e-mail и социальные сети.

«Меня атаковали около 70 раз за последние два года, — рассказал один из работников. — Внутренняя почта больше не безопасна».

Как выяснили авторы расследования, сотрудников просили пользоваться корпоративными автобусами от вокзала до офиса и избегать пеших маршрутов. С 2022 года в компании действует мобильная тревожная кнопка для экстренного вызова охраны. «Мы никогда не были так заняты защитой людей и активов, как сейчас», — сказал Черчилль.

Другой источник добавил: «Но Валери влияет на процесс — это точно. Россиянам не нужно ее убивать. Им достаточно запугать — например, разбить бутылку с зажигательной смесью о ее пустую машину».

Кто такой Оливье Юби

Оливье Юби — член совета директоров Mfex, дочерней компании Euroclear. Согласно расследованию, он не занимал управленческих позиций, но его роль давала ему доступ к руководству Euroclear в период чувствительных переговоров ЕС и Бельгии о возможном использовании российских активов.

По данным расследования, Юби поддерживал длительные и активные контакты с Россией. С января 2015 года по декабрь 2024 года он совершил 155 перелетов в Россию, его жена — около 40. Полеты совершались не только в Москву и Санкт-Петербург, но и в Архангельск, Ижевск, Казань, Красноярск, Новосибирск, Томск и Екатеринбург.

Авторы материала пишут, что в своей биографии Юби указал, что он является членом Русского географического общества — структуры, которую возглавляет бывший министр обороны России Сергей Шойгу, и которая активно взаимодействовала с российскими вооруженными силами.

Коллеги внутри Euroclear описывают его как человека, любящего демонстрировать связи и намеки на доступ к закрытым кругам. «Он задавал вопросы, к которым не должен был иметь доступа. И летал в Россию слишком часто», — вспоминает один из его коллег.

Юби — представитель парижской элиты, выпускник École des Ponts ParisTech и MIT. Он утверждал, что работал в посольствах Франции в Праге и Москве во времена Леонида Брежнева, однако МИД Франции отказался это подтверждать. Он также работал в Paribas и Axa, а в 1999 году стал сооснователем Mfex, которую Euroclear приобрел в 2021 году. Юби активно участвовал в политических форумах, включая World Policy Conference, где общался с европейскими чиновниками и российскими представителями, в том числе преподавателями МГИМО, указано в расследовании.

Западные источники называют его частью французской интеллектуальной среды, симпатизирующей России. «Юби определенно один из таких», — заявил собеседник в западной разведке.