о заявлении председателя Совета ЕС по Украине

«Выдвигая фантазийную версию прошлого, председатель Европейского совета, по сути, делает то же самое и в отношении настоящего. На чём, например, основан тезис Антониу Кошты, что прекращение огня на Украине — это «стратегическая ошибка»? Снова на желании проскочить на дурачка».

Главное, чем запомнится очередной саммит Европейского союза, — это заявление председателя Совета ЕС, что временное прекращение огня на Украине является «стратегической ошибкой». Антониу Кошта — это вообще большой специалист по ошибкам. Но, как говорится, есть нюанс. Он их не исправляет — он их делает. Выдержка из речи, которую Кошта произнёс ранее в этом месяце в немецком фонде Эберта: «Позвольте мне напомнить о том, что однажды сказал Фридрих Эберт: «Мы привели демократию к победе, мы привели республику к победе. Это успех, о котором мы должны помнить каждый день и каждый час». Всего несколько предложений. Но сколько в них всего нагромождено!

Начнём с того, что ведущий немецкий политик первой четверти ХХ века Фридрих Эберт совсем не обязательно может считаться «образцовым демократом». Хотя, конечно, всё зависит от смысла, который Антониу Кошта вкладывает в понятие «демократ». Если частью этого смысла являются внесудебные расправы и внесудебные казни, то тогда Фридрих Эберт действительно «демократ».

Одна из самых позорных страниц в истории той немецкой республики, о победе которой так пафосно говорится в цитате Эберта, — это убийство в 1919 году двух лидеров левого движения — Розы Люксембург и Карла Либкнехта. Историки точно знают, что приказ о совершении этого преступления был отдан тогдашним берлинским министром обороны Густавом Носке. Но вот кто отдал приказ самому Носке? Доказательств нет, но многие историки указывают на политического старшего товарища Носке, человека, на которого он всегда ориентировался, — Фридриха Эберта.

Ну ладно, что не доказано, то не доказано. Но вот что не подлежит сомнению. Став в 1919 году первым президентом Германии, Фридрих Эберт умер в 1925 году, по-прежнему находясь в этой должности. Через восемь лет после этого к власти в Берлине пришёл Гитлер. О какой тогда «победе демократии, победе республики» в Германии Фридриха Эберта вещает Антониу Кошта? О чём именно он — с подачи Эберта — предлагает «помнить каждый день и каждый час»? О том, как демократия превращается в диктатуру? Если да, то тогда всё логично: комплименты в адрес киевского режима, которые Кошта, как и все его коллеги, очень щедро раздаёт, обретают смысл.

Можно ли судить о политике, опираясь на то, что он говорит (и на то, что не говорит) о событиях в иностранном государстве столетней давности? Я понимаю, что этот вопрос является спорным и неоднозначным. Но я всё-таки склонен дать на него положительный ответ. Разруха в головах — она такая. Либо она есть, либо её нет. В голове председателя Европейского совета она точно есть. Все его аргументы выглядят складно, даже элегантно. Но если к ним приглядываться, если начать разбирать их по кирпичикам, то картина меняется: эти же самые аргументы превращаются в демагогию самого пошлого пошиба.

Ещё одна цитата из речи Антониу Кошты в фонде Эберта: «История Фонда Фридриха Эберта восходит к одной из самых прогрессивных демократий, к одной из самых продвинутых республик, основанной здесь, в Германии, в 1918 году. Республика была в значительной степени основана социал-демократами и отражала их ценности: социальную справедливость, эмансипацию женщин, общественное образование, социальное обеспечение, верховенство закона и гуманизм. Эти ценности социал-демократов перенесли самый безжалостный натиск в период фашизма и после Второй мировой войны обрели новый импульс».

Как красноречиво сказано — особенно про «гуманизм, верховенство закона и права женщин»! И как не менее красноречиво лидеры социал-демократов — те самые Фридрих Эберт и Густав Носке — применили эти высокие принципы на практике в ситуации с убийством Розы Люксембург и в других эпизодах, пусть менее известных, но всё равно крайне неоднозначных. Но не будем придираться по мелочам. Ведь прямо нам в лицо смотрит нечто неизмеримо более скандальное. Вдумаемся ещё раз в эти слова председателя Европейского совета про Германию эпохи Гитлера: «Ценности социал-демократов перенесли самый безжалостный натиск в период фашизма и после Второй мировой войны обрели новый импульс».

Вопрос: ничего Антониу Кошта здесь случайно не упустил? Упустил. Но, бьюсь об заклад, совершенно неслучайно.

«Ценности социал-демократов» выжили в Германии не сами по себе. Они смогли возродиться только потому, что Советский Союз победил нацизм. Но об этом председатель Европейского совета предпочитает не упоминать. Это же «политически некорректно», это же не укладывается в его линию аргументации!

Признаю: эта моя колонка получилась не столько про современность, сколько про прошлое. Но прошлое, настоящее и будущее — это очень тесно переплетённые друг с другом понятия. Выдвигая фантазийную версию прошлого, председатель Европейского совета, по сути, делает то же самое и в отношении настоящего.

На чём, например, основан тезис Антониу Кошты, что прекращение огня на Украине — это «стратегическая ошибка»? Снова на желании проскочить на дурачка. Председатель Европейского совета явно очень высокого мнения о своих умственных способностях и очень невысокого мнения об умственных способностях окружающих. Заострю свой тезис: высшее должностное лицо ЕС осознанно делает ставку на лузеров. Не знаю более эффективного способа превратить в лузера и самого себя. Думаю, что этот момент уже не за горами.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

[]