Spiegel обвинил власти ФРГ в потакании "эпидемии опиоидов" в стране
БЕРЛИН, 20 марта. /ТАСС/. "Эпидемия опиоидов" распространяется по Германии с подачи властей страны, отказывающихся ужесточать контроль за оборотом наркотических средств и, вероятно, действующих в интересах фармацевтических компаний. Об этом свидетельствуют результаты расследования, проведенного журналом Der Spiegel.
По его информации, производимые корпорацией Grünenthal обезболивающие средства, включая тилидин и трамадол, не подпадают под действие Закона о наркотиках, так как считаются "слабыми опиоидами" и зачастую назначаются при хронических болях в спине. Так, в 2023 году германские врачи выписывали эти препараты более 2,5 млн раз. В то же время, согласно сведениям Института терапевтических исследований, в 2024 году в 52% случаев именно опиоидные болеутоляющие средства, включая трамадол, становились "наркотиками первого употребления", с которых впоследствии зависимые люди переходили на более сильные препараты.
По данным Университетской клиники Кёльна, частое назначение этих средств объясняется "отсутствием необходимости выписывать рецепты на наркотики". Кроме того, ввиду своей легкой доступности продающийся "в любой аптеке" трамадол стал крайне популярным "наркотиком для вечеринок" среди молодежи в ФРГ. На этом фоне издание отмечает, что власти страны не смогли должным образом ограничить доступ к опасному препарату из-за "недостаточных полномочий в случаях, когда дело касается фармкомпаний, работающих на международном уровне".
Высокодоходный бизнес
Так, производитель трамадола Grünenthal в своей истории уже попадал в крупный скандал из-за популярных в 1960-е годы среди беременных женщин в ФРГ седативных таблеток "Контерган", содержавших вещество талодомид, которые вызвало врожденные мутации у тысяч детей по всему миру. Тем не менее сегодня эта компания стала одним из крупнейших в мире производителей обезболивающих средств: в 2024 году суммы продаж ее препаратов составили рекордные €1,8 млрд. По словам источника Spiegel среди сотрудников корпорации, опиоиды всегда были для нее "дойной коровой" и важным источником дохода, в связи с чем руководство фармгиганта не заинтересовано в ужесточении контроля за их распространением.
Как следует из имеющегося в распоряжении издания письма, адресованного Grünenthal экс-главе Федерального агентства по опиуму в составе фармацевтического регулятора ФРГ (BfArM) Питеру Кремеру-Шефферу в 2010 году, руководство компании категорически не рекомендовало включать трамадол в повестку дня Комитета экспертов по борьбе с наркотиками, несмотря на частые сообщения о распространении поддельных рецептов на него в ФРГ. Производитель препарата со ссылкой на "конфиденциальные" научные данные предупреждал BfArM, что такое решение будет иметь "фатальный эффект для всего мира".
Позиции ФРГ и других стран
В декабре 2011 года комитет, состоявший на четверть из сотрудничавших с Grünenthal экспертов, единогласно проголосовал против признания трамадола наркотическим средством. Министерство здравоохранения ФРГ также постановило, что препарат следует отпускать по обычному рецепту, так как физическая зависимость "редко возникает" в результате его применения. В то же время, по данным Центрального управления ФРГ по вопросам наркозависимости, эта оценка не соответствует текущим клиническим исследованиям, показывающим, что трамадол "очень часто" приводит к наркомании.
Как пишет Spiegel, оборот трамадола подлежит строгому регулированию в США, Канаде, Австралии, Британии и других странах. Кроме того, в 2024 году Европейское агентство по лекарственным средствам также решило включить предупреждение о риске зависимости в инструкции по применению этого препарата. Журнал отмечает, что такая политика "странным образом противоречит так называемой научной оценке" Комитета экспертов по борьбе с наркотиками от 2011 года. "Если бы вы сегодня выпустили трамадол на рынок, он, скорее всего, подпал бы под действие Закона о наркотиках", - констатирует бывший менеджер Grünenthal Ян-Уве Клаас.
На этом фоне издание резюмирует, что нежелание властей ФРГ ужесточить контроль за оборотом трамадола и других опиоидных препаратов вызывает вопрос, не находятся ли "органы, которые должны защищать пациентов, на стороне [фармацевтической] отрасли". "Ваша работа - защищать людей, а не приводить их к смерти или зависимости", - писала в своем обращении к BfArM Таня Альброшайт, чей сын Марко в 2022 году скончался от передозировки трамадолом. В ответ ей ведомство парировало, что обеспечение населения "эффективными, безопасными и доступными лекарствами" остается "сложной задачей, которая требует компромиссов".