В Кыргызстане привлекут миллиарды долларов в строительство железных дорог
Официальный Бишкек рассчитывает привлечь около трех миллиардов долларов в виде инвестиций в развитие внутренней сети железных дорог, которые станут частью транзитных коридоров между Китаем и другими странами континента. Средства, как предполагается, выделит один из частных зарубежных консорциумов. Правительство Кыргызстана обещает создать ему особые налоговые условия и уже одобрило проект соответствующим постановлением.
Инвестиции в ГЧП
Иностранный консорциум заявлен в важном инфраструктурном проекте в качестве особого партнера. Как утверждают официальные источники, развитие железных дорог в республике будет проводиться в формате ГЧП (государственно-частного партнерства). Кыргызскую сторону в проекте представит госпредприятие КТЖ ("Кыргыз темир жолу" - "Кыргызские железные дороги").
- Проект позволит не только создать новые рабочие места, - утверждает директор Национального агентства по инвестициям (НАИ) при президенте КР Талантбек Иманов. - Он призван значительно улучшить транспортную сеть внутри страны, обеспечив экономическую выгоду для республики в долгосрочной перспективе.
По словам главы НАИ, это первый железнодорожный проект ГЧП в Кыргызстане. Он уже получил название "Трансъевразийский маршрут". Чиновник называет его ключевым шагом в развитии транспортной инфраструктуры страны. Ветка, прокладку которой и подразумевает проект, свяжет город Каракол на южном берегу Иссык-Куля с селом Макмал, которое, в свою очередь, в перспективе станет одной из ключевых станций транзитной железной дороги из Китая в Узбекистан.
Согласно постановлению правительства, работа над железнодорожной веткой будет проходить в режиме так называемой "проектной песочницы". Такой формат позволяет инвестору рассчитывать на особые преференции - сокращение административных барьеров, госгарантии и льготный налоговый режим. В реализации инфраструктурных проектов подобный принцип в КР, кстати, применяется впервые.
По знакомому маршруту. Частично
Несмотря на громкую заявку, точная сумма инвестиций пока не определена. Так же, впрочем, как и маршрут ветки, которую вознамерились проложить с помощью иностранного консорциума. Но, судя по всему, часть магистрали - от Иссык-Куля до Макмала - будет представлять собой отрезок железнодорожной линии, о которой немногим ранее кыргызская сторона заявила как о проекте, реализуемом силами КТЖ.
Речь идет о строительстве железной дороги Балыкчи - Кочкор - Кара-Кече, запущенном три года назад. Общая протяженность этой магистрали должна составить чуть менее 190 километров. Ветка должна соединить существующую со времен СССР станцию на северо-западном берегу Иссык-Куля с административным центром Кочкорского района Нарынской области, а затем дотянуться непосредственно до крупного угольного разреза.
Дорога Балыкчы - Кочкор - Кара-Кече, как заявляли в КТЖ, станет частью внутреннего железнодорожного кольца. Возможность ее создания обсуждалась в Кыргызстане с 1990-х годов. Последние десять лет официальный Бишкек с переменным успехом пытался заинтересовать идеей то российских, то китайских партнеров. С ним, в частности, власти республики связывали возможность строительства железнодорожной магистрали КНР - Кыргызстан - Узбекистан, с которой будущая ветка - уже от Кара-Кече - и должна соединиться у села Макмал.
Весной 2022 года республика решила, что начнет реализовывать проект на средства из внутренних источников. К концу прошлого года строители проложили около 40 километров дороги. В течение двух лет путейцам пришлось пройти сложные участки. Одним из них стал хребет Боз-Бармак на границе Иссык-Кульской и Нарынской областей, где приходилось извлекать грунт на глубине до 17 метров. При этом длина выемки составляла около 600 метров, а высота откоса достигала 70.
Непосредственно до Кочкора остается еще около 20 километров. К работам на этом отрезке планируют приступить весной текущего года. Общая протяженность участка составит примерно 63 километров, а выделено на него почти 10 миллиардов сомов.
Дотянуть ветку до Макмала, в свою очередь, планируют в течение шести лет, чтобы завершить его вместе с железной дорогой Китай - Кыргызстан - Узбекистан. При этом строительство участка, который соединится с транзитной магистралью из КНР, обещает стать самым сложным. Он будет иметь протяженность более 250 километров и предполагает пробивку тоннелей и возведение других сложных инженерных сооружений.
Коридор "Север - Юг"
"Трансъевразийский маршрут" в первую очередь характеризуют как проект, нацеленный на развитие местной сети дорог. Одновременно эта ветка может стать большим подспорьем для развития туризма, поскольку расширит возможности пассажирского сообщения с Иссык-Кулем, популярным у отдыхающих из КР, Казахстана и России. А если пути проложат по южному берегу озера, то будет создано так называемое "курортное полукольцо", о котором в республике мечтали со времен СССР. Однако на деле проект имеет еще большее значение, чем кажется на первый взгляд. Он способен превратить Кыргызстан в один из важных транспортных узлов в Центральной Азии.
Если идею удастся реализовать, республика получит не только альтернативную магистраль между северными и южными регионами, связанными на данный момент только автотрассами, из которых круглогодично действует только одна. Промышленно развитые регионы КР, в свою очередь, смогут снизить логистические расходы на доставку товаров и грузов как в другие области страны, так и на рынки иных государств, а также в обратном направлении. Но самое главное - "Трансъевразийский маршрут" создаст на территории страны еще один, но уже железнодорожный международный транспортный коридор. Он соединит транзитную дорогу Китай - Кыргызстан - Узбекистан с Казахстаном, который остается для КР одним из основных торговых партнеров.
Успех "Трансъевразийского маршрута", однако, зависит, в большей степени, от нескольких внешних и чрезвычайно важных факторов. Во-первых, от реализации непосредственно международного железнодорожного проекта с Китаем и Узбекистаном, запуск которого откладывался много лет. Во-вторых - от того, как будет развиваться сотрудничество кыргызской стороны с иностранным консорциумом, на каких условиях, с какими рисками оно может столкнуться в процессе. В-третьих - будут ли участвовать в развитии потенциала нового транспортного коридора иные игроки, включая непосредственных соседей КР.
Географически близкие к Кыргызстану республики рассматривают возможность реализации собственных и не менее амбициозных проектов. Узбекистан, к примеру, пытается пробить так называемый Каспийский маршрут, который свяжет его через территорию Туркменистана с Россией, странами Кавказа и далее - Турцией и Европой. Таджикистан (РТ), в свою очередь, стремится как расширить сеть внутренних железных дорог, так и связать их со странами Юга - Афганистаном, Индией, Ираном, Китаем и Пакистаном.
Так, официальный Душанбе, как предполагается, может установить железнодорожное сообщение с Китаем, присоединившись к транзитной ветке КНР - Кыргызстан - Узбекистан. Более того, немногим ранее предполагалось, что Таджикистан станет ключевым звеном в новом, более протяженном маршруте, соединив Поднебесную с Афганистаном и Ираном. Протяженность этой магистрали составила бы порядка двух тысяч километров, из которых 580 прошли бы по территории РТ. Но, как заявил министр транспорта республики Азим Иброхим, несмотря на перспективность, идея пока не обрела практической поддержки.
- Реализация проекта в настоящее время приостановлена, - подчеркнул он. - Для строительства железной дороги Китай - Кыргызстан - Таджикистан - Афганистан - Иран ничего не сделано.
В минтрансе Таджикистана утверждают, что причиной тому стало отсутствие средств, а также соглашения между Ираном и Китаем. И пока стороны не пришли к взаимопониманию, официальный Душанбе решил сконцентрироваться на другом инфраструктурном проекте - строительстве железной дороги до границы с Афганистаном. Протяженность этой ветки составит более 50 километров. А поскольку дорога пройдет по местности со сложным ландшафтом, путейщикам придется возвести свыше 20 мостов. Реализовать проект таджикская сторона рассчитывает с участием инвесторов из Южной Кореи, а интересен он тем, что со временем откроет путь в Пакистан и Индию. "Это основная его цель", - отмечает Азим Иброхим.
Пробить дорогу на юг континента тем временем собираются не только в Таджикистане. Строительство новой железнодорожной магистрали, открывающей путь в Пакистан и Индию, обсуждают с подачи официального Ашхабада Казахстан, Туркменистан и Афганистан. Маршрут, о котором идет речь в их случае, пройдет в обход территории Таджикистана. Тем не менее он не исключает возможность соединения веток в будущем - на территории Афганистана, который, в свою очередь, в перспективе не менее заинтересован стать одним из транспортных узлов Евразии, чем Кыргызстан, Таджикистан или соседние с ними государства.