Зачем Трампу Гренландия и как США могут получить контроль над ней?

Республиканцы подготовили законопроект, разрешающий Трампу начать после инаугурации переговоры с Данией о покупке Гренландии. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на копию документа. Какое значение Гренландия имеет для США и как может состояться ее присоединение, в интервью MIR24.TV рассказал заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики Дмитрий Суслов.

«Я бы назвал три аспекта значимости Гренландии для США, говорит эксперт. Во-первых, это борьба за Арктику. Дело в том, что, по мере изменения климата и таяния арктических льдов, Арктика постепенно открывается и становится доступной как для экономической, так и для военной деятельности. Все эксперты отдают себе отчет в том, что именно Арктика будет играть все большую роль, а значит, и занимать все более значительное место в конкуренции великих держав. При этом Россия занимает лидирующие позиции в Арктике, Китай укрепляет свои позиции там, а Соединенные Штаты воспринимают Китай и Россию в качестве своих главных соперников и противников. Поэтому Соединенные Штаты тоже усиливают свое внимание к Арктике.

Дмитрий Суслов напоминает, что еще в предыдущие президентства Трампа Соединенные Штаты приняли две арктические стратегии, где черным по белому написали, что Арктика является приоритетным театром военных действий, и Соединенные Штаты будут наращивать там свое присутствие. «Неудивительно, что во второе президентство Трампа этот курс будет усиливаться. Кстати, у США уже есть военное присутствие в Гренландии, и они, конечно же, хотят его укреплять и наращивать, —отмечает эксперт.

Второй аспект, по словам политолога, заключается в том, что Соединенные Штаты при Трампе стремятся вернуться к традиционной имперской политике образца конца XIX - начала XX века в стиле Уильяма Мак-Кинли и Теодора Рузвельта.

«Кстати, Трамп не скрывает, что именно президенты Уильям Мак-Кинли и Теодор Рузвельт для него образцы для подражания, те, на кого он хотел бы ориентироваться. И в рамках этой имперской политики Трамп стремится укрепить американскую гегемонию в западном полушарии. Произвести такую реинкарнацию доктрины Монро, распространив ее на весь американский континент не только на Латинскую Америку, но и на Северную Америку. Географически Гренландия гораздо ближе к Америке, чем к Европе, и в связи с этим она тоже представляет для Соединенных Штатов интерес.

Третий аспект это упрощенное, в стиле конца XIX - начала XX века, понимание Трампом признаков усиления государства, говорит политолог. «С точки зрения Трампа, территориальные приобретения и расширение территории автоматически означает усиление государства в целом. Трамп падок на броские и яркие, с его точки зрения, символы, которые могут свидетельствовать о том, что он делает Америку снова великой (а make America great again). Все просто: чем больше территория, тем, соответственно, сильнее государство, и тем более великой державой США становятся. А Гренландия в данном случае рассматривается, как low hanging fruit, то есть низковисящий плод, который легко сорвать, —объясняет Дмитрий Суслов.

По словам эксперта, присоединение Гренландии к США можно осуществить через признание независимости Гренландии. «Этот вопрос уже находится на повестке дня: официальное руководство Гренландии уже начало, с подачи Трампа, говорить о независимости. Королевство Дания уже официально согласилось, что Гренландия имеет право на независимость. Если Гренландия проведет референдум о независимости и получит признание в качестве суверенного государства, то дальше оно будет вольно выстраивать такие отношения с Соединенными Штатами, которые заблагорассудится выстраивать этой стране, —говорит политолог.

«Все будет зависеть от тех экономических бонусов и преференций населению Гренландии, которые Соединенные Штаты смогут предложить, говорит Дмитрий Суслов. Я не исключаю либо тесных партнерских отношений, либо превращения Гренландии в зависимую от Штатов территорию.

Известно, что у Соединенных Штатов есть огромное количество зависимых территорий, отмечает эксперт. «Это Пуэрто-Рико, Гуам, Восточное Самоа, часть Виргинских островов и Микронезия. Все территории являются самоуправляемыми, в них действуют выборные законодательные органы, которым Конгресс делегировал часть своих полномочий, сохранив за собой сферы обороны и внешней политики. По этому пути может пойти и Гренландия, став зависимой от США территорией, —считает Дмитрий Суслов.

«Но более вероятно, что независимая Гренландия будет иметь партнерские отношения с США, при этом практически находиться в стопроцентной зависимости от них, — говорит политолог.

По словам эксперта, есть и третий вариант: юридически Гренландия останется частью Дании, но приобретет больше полномочий для развития отношений с Соединенными Штатами. «Для этого ей нужно расширить степень автономии от Дании, поскольку сейчас Гренландия не имеет право на самостоятельную внешнюю политику. Если ей удастся расширить свою автономию и получить независимую внешнюю политику, формально оставаясь в королевстве Дания, то это вполне рабочий вариант, подытожил Дмитрий Суслов.