Президент мигрантов. Байден впустил в США их так много, как, возможно, никто до него
2,4 млн приезжих в год с 2021-го по 2023-й, и только в 2024-м — статистически ощутимое сокращение. Правление 46-го президента США Джо Байдена стало временем необычного в истории США эксперимента. Порвав с курсом предыдущего президента-демократа Барака Обамы, Байден упростил миграционные законы и правоприменительную практику на границе. Итоги оказались неутешительными. Администрация Байдена побила рекорд 1890–1900-х годов по общему числу приезжих в год, растеряла поддержку в колеблющихся штатах и, сама того не желая, вручила команде Дональда Трампа мандат на противодействие нелегальной миграции железной рукой. Долгое время ответственной за положение на границе считалась Камала Харрис — вполне вероятно, это стоило ей президентства.
Американский поток
То, что впоследствии стали называть политикой "открытой границы" Джо Байдена, с самого начала выглядело как рискованное пари. В Белом доме сознавали, что граница США с Мексикой близка к превращению в горячую точку из-за пытающихся пересечь ее переселенцев и то, что число их постоянно растет. Президент Дональд Трамп с 2017 по 2021 год пробовал сдержать неуправляемый поток путем строительства стены, но до конца работы не довел. Байден предложил отказаться от курса предшественника полностью: стену не строить, а с нелегалами поступать по возможности мягко.
Принятые в первые годы Байдена решения по миграционному вопросу представляли серию не вполне согласованных между собой послаблений. Новая администрация пересмотрела правила предоставления убежища так, что претендовать на него смогли пострадавшие от насилия со стороны наркокартелей Латинской Америки — сотни тысяч иностранцев. Одновременно число коек в центрах временного заключения нелегалов сократили на треть, снизив ожидания по числу задержаний. Участников программы Remain in Mexico — беженцев, ожидавших рассмотрения просьб об убежище на мексиканской территории, напрямую пустили в США. Но самое главное, менялась официальная риторика. Еще в ходе праймериз 2020 года Джо Байден объявил: "Мы нация, которая говорит: если хотите спасаться бегством, если вы бежите от притеснения, приходите". Как следствие, число действительно пожелавших прибыть в Америку заметно возросло.
Белый дом дает зеленый свет
На протяжении трех четвертей своего правления Джо Байден давал понять, что не видит причин менять дружественный мигрантам курс, несмотря на его издержки. С одной стороны, прибытие переселенцев, вопреки опасениям, не слишком сказалось на криминальной статистике. С другой, при средней рождаемости в 1,66 ребенка на женщину США объективно нуждаются в притоке рабочей силы, включая неквалифицированную. С точки зрения крупного бизнеса ее увеличившееся предложение полезно, поскольку снижало расходы. Зато для синих воротничков, которых мигранты теснят на рынке труда, все выглядело иначе. Допуск переселенцев в Америку они восприняли как предательство Демократической партией своих надежд на повышение зарплат и, будучи колеблющимися избирателями, стали (вернее, продолжили) переходить на сторону республиканцев.
Ветеран Демпартии Берни Сандерс предупреждал о грядущей опасности своих единомышленников еще в 2015 году. "Есть ясная причина, почему Уолл-стрит и вся корпоративная Америка приветствуют миграционную реформу, и дело вовсе не в том, что они ночи напролет переживают за судьбы работников без законного вида на жительство. В чем они заинтересованы на самом деле, так это в том, чтобы привлечь в страну трудовые ресурсы с низкими зарплатными ожиданиями и тем самым покачнуть уровень оплаты труда американцев. С этим подходом я категорическим не согласен".
От Байдена, однако, оставалось впечатление, что ему безразлично. Массово прибывшие в США нелегалы заполонили улицы части городов как разносчики товаров любого качества. Усилилось давление на социальные службы. И даже на дне общества обнаруживались свои недовольные: часть нелегалов превратилась в лиц без определенного места жительства… и потеснила местных бездомных, наравне с ними претендуя на миску бесплатного супа. Социальное напряжение в низах среднего класса очень быстро дало о себе знать.
Трамп: возвращение
Переживший унизительное политическое поражение в 2021 году (после завершения президентского срока его подвергли импичменту) экс-президент смог восстановить свои позиции, пустив в ход миграционную карту. Это решение напрашивалось само собой после того, как комитет Конгресса по бюджету признал, что доходы американских граждан, не имеющих высшего образования, в ближайшие несколько лет будут ниже, чем оказались бы, если бы не рост нелегальной миграции в США. Трамп выразил ту же мысль на грубом языке, но доступном своей аудитории: нелегалов назвал "отравителями крови" американской нации и сравнил с кинематографическим маньяком-убийцей Ганнибалом Лектером. Крупная печать уличала Трампа в манипуляции криминальной статистикой и невоспитанности, но это не помогало: речи республиканца явно резонировали с запросами большой американской аудитории.
В 2024-м это исподволь вынужден был признать сам Байден. Без лишних слов он развернул политику на границе и смог добиться сокращения миграционного потока. Однако выглядело это как отказ от собственных принципов. Не найдя ничего лучше, демократы воспроизвели методы эпохи Трампа, которые сами и критиковали, когда находились в оппозиции.
По этой причине инициатива все равно осталась за республиканцем. После победы на выборах 5 ноября 2024 года его лагерь делает утечки о зреющих в окружении избранного президента новых изобретательных планах по сокращению миграционного потока. Со стороны они выглядят как драконовские: Трамп и его команда якобы уже ищут средства, чтобы построить целую серию лагерей для временного заключения нелегалов и беженцев, собираются массово депортировать иностранцев, включая тех, кого ввезли в Америку несовершеннолетними, отменить право на гражданство для детей, родившихся в США, заключить соглашения со странами по всей планете, чтобы при необходимости выдворять нежелательных приезжих буквально куда угодно. Венчает все воинственные утечки угрожающее заявление близкого Трампу бывшего старшего советника Белого дома Стивена Миллера: "Те, кто ставит хотя бы немного под сомнение решимость Трампа, совершают чудовищную ошибку. Трамп использует все имеющиеся у него полномочия (а они широки) — и осуществит неимоверно впечатляющий накат на миграцию. Ее лоббисты даже не смогут понять, что происходит". Но стоит ли ожидать именно этого?
Из Америки без любви
Несмотря на боевой задор команды республиканца, добиться кардинального перелома в борьбе с нелегальной миграцией ей будет совсем не просто. Проблемы, встающие перед администрацией Трампа, делятся на финансовые и судебные. И если при решении первых помочь может Конгресс, перешедший под управление правых, то вторые рискуют обернуться нежеланными долговременными разбирательствами. Некоторые из этих грядущих тяжб с самого начала вынесены за пределы юрисдикции США. Так, заключенную с Мексикой сделку по временному размещению беженцев успел признать незаконной местный суд. Удастся ли заново заключить ее, пусть на иных основаниях, совершенно неясно.
С не меньшими трудностями новая администрация может столкнуться при попытке создания лагерей для нелегалов в Южной Америке, Азии или Африке. На протяжении многих лет европейские правые пробуют договориться о высылке нежелательного элемента с правительствами стран дальнего зарубежья, однако успехи почти всегда оставляют желать лучшего. Только африканская Руанда и с ограничениями балканская Албания выразили согласие принимать чужих беженцев. Но и эти депортации не состоялись: в последний момент были заблокированы европейским правосудием.
Внутри США республиканцам придется иметь дело с противодействием собственной судебной системы. В обозримом будущем, вероятно, предстоит тяжба по вопросу об ускоренных высылках. Во время первого срока Трампа американские судьи отказались расширить действие этого механизма, притом что противникам нелегальной миграции он чрезвычайно выгоден, поскольку лишает изгоняемых права на апелляцию (рассмотрение которой может растянуться на срок вплоть до пяти лет). Но если суд снова скажет нет, Трамп останется без важного инструмента в своем арсенале — и терпеть часть нелегалов ему придется определенно дольше, чем он рассчитывал.
Решающими для фронтальной атаки избранного президента на нежелательный пришлый элемент обещают стать два ближайших года. За ними последуют промежуточные выборы, которые по установившейся тенденции обычно приносят успех оппозиции. Такой результат рискует оставить президента без денег на непрофильные расходы — например, на строительство лагерей. К чему подобные урезания приводят, Трампу должно быть хорошо известно: его стена против миграции на границе с Мексикой высится недостроенной до сих пор.