Кайзерство, Россия и газ, карта Трампа: с чем идут на выборы партии в Германии?

Конец прошлой недели ознаменовал переход предвыборной гонки в ФРГ на новый этап. Социал-демократы (СДПГ), "Альтернатива для Германии" (АдГ) и "Союз Сары Вагенкнехт — за разум и справедливость" (BSW) на своих съездах приняли программы и утвердили кандидатов в канцлеры. Христианско-демократический союз (ХДС) на заседании правления определил основные темы, на которых консерваторы намерены делать ставку в горячую фазу.

Кайзерство, Россия и газ, карта Трампа: с чем идут на выборы партии в Германии?
© ТАСС

До досрочных выборов в Бундестаг осталось всего шесть недель — запланированы на 23 февраля.

При этом выстраиванию будущих отношений с Россией и конфликту на Украине, как показали предвыборные мероприятия, партии уделяют важное место в избирательной кампании. Так, например, социал-демократы в своей программе заявили о приверженности усилиям по поддержке Киева, но прописали в документе отдельный пункт об отказе от поставок Киеву крылатых ракет Taurus.

Расклад для Шольца

Олаф Шольц снова официально выдвинут в канцлеры от СДПГ. Согласно последним опросам, социал-демократы сейчас уступают консервативному блоку ХДС/ХСС 14–15 процентных пунктов, рейтинг партии составляет всего около 16%. В спину дышат "Зеленые", а впереди не только консерваторы, но и "Альтернатива для Германии". Однако Шольц, очевидно, по-прежнему верит в "политическое чудо" — в то, что на последних метрах предвыборной гонки, как и в 2021 году, удастся вырвать победу у ХДС/ХСС.

На мой взгляд, среди делегатов съезда СДПГ, пожалуй, едва ли нашелся бы хоть один, кто действительно в это верит. В 2021 году все-таки отрыв консерваторов от социал-демократов не был столь внушительным — за пару месяцев до выборов он составлял около 9–10%. Сейчас у СДПГ и времени меньше, и наверстывать нужно больше. Тем не менее партия решила следовать принципу "на переправе коней не меняют". А работа над ошибками — очевидно, жесткая и бескомпромиссная — начнется уже либо за несколько дней до или сразу же после голосования. На съезде в Берлине 11 января партия старалась излучать сплоченность и уверенность в победе.

Невольный помощник — Трамп?

Еще до съезда СДПГ наметилась линия, за которую хочет ухватиться Шольц в надежде обойти ХДС/ХСС с их кандидатом Фридрихом Мерцем. 8 января аккредитованные в Германии журналисты получили информацию о том, что канцлер неожиданно выступит со специальным заявлением для прессы. Повод и тема не назывались, хотя всем было нетрудно догадаться, о чем может идти речь. За день до этого избранный президент США Дональд Трамп отказался гарантировать, что не прибегнет к решению вопросов о Панамском канале и Гренландии силовым путем или с помощью принуждения в экономической сфере.

Слова Трампа по присоединению острова к США, который является автономией в составе Дании, вызвали настоящий переполох и, как выразился Шольц, непонимание в европейских столицах. Канцлер решил в сложившейся ситуации взять инициативу на себя и выступить своего рода защитником интересов всего ЕС и конкретно Дании. Он напомнил избранному президенту Соединенных Штатов о принципе неприкосновенности границ и воззвал к благоразумию.

Шольц против Трампа? Почему бы и нет, если это будет частью предвыборной борьбы, — вот, очевидно, то, чем руководствуется действующий канцлер. Он мог бы прокомментировать высказывания избранного президента США и выразить свою точку зрения и через пресс-службу правительства, как это часто бывает. Однако Шольц решил на сей раз выступить публично, с тем чтобы весь мир видел его и услышал его позицию. В угрозах Трампа он усмотрел для себя шанс и использует его, ведь во внутриполитической сфере таких шансов у него очень мало — в Германии прогнозируется рецессия второй год подряд, число безработных растет, компании переносят производство и офисы в другие страны, количество банкротств фирм увеличивается. И большинство граждан крайне пессимистически оценивают развитие экономической ситуации в стране. Олицетворением этого кризиса в ФРГ для многих является именно Шольц.

Пример — Герхард Шрёдер?

Использовать внешнеполитическое событие как средство внутриполитической борьбы — тут у Шольца есть пример для подражания. Это экс-канцлер Герхард Шрёдер (1998–2005) в ситуации, когда сказал "нет" участию Германии в войне в Ираке. В 2002 году в период предвыборной гонки в ФРГ Шрёдер неоднократно повторял эту позицию, понимая, что большинство немцев — как минимум приверженцев СДПГ — его поддерживают.

Тогда ситуация перед выборами в Бундестаг в некоторой степени напоминала нынешнюю: граждане устали от коалиции СДПГ и "Зеленых", но Шрёдеру, которого уже причисляли к проигравшим благодаря жесткой позиции по Ираку и решительным действиям по оказанию помощи пострадавшим от наводнения на востоке ФРГ, удалось переломить ход гонки. Социал-демократы победили, пусть и ценой ухудшения отношений Берлина с Вашингтоном.

Шольц пытается найти что-то, что позволило бы ему и его партии аналогичным образом кардинально изменить ситуацию перед выборами. Старый-новый президент США дает канцлеру повод действовать и заявить о себе, но пока это со стороны Трампа всего лишь угрозы, не говоря уже о том, что он еще не заступил на свой пост. С вторжением в Ирак и не сравнить.

В общем-то, на мой взгляд, только два фактора могут сейчас привести к "политическому чуду" — победе социал-демократов. Это либо некое важное событие, например резкий поворот в конфликте на Украине, либо серьезный промах со стороны Мерца. Последний непопулярен в германском обществе, но пока это никак не отражается на рейтинге ХДС/ХСС.

Так что Шольцу остается уповать на внешнюю политику, ведь Мерц может позволить себе комментировать ключевые события в мире пока скорее как сторонний наблюдатель, а не как человек, который принимает решения.

Получится ли у пока еще канцлера использовать карту Трампа, неизвестно, но конфронтационный курс по отношению к избранному президенту США таит в себе и определенные риски для Берлина, поскольку может нанести вред как двустороннему, так и трансатлантическому сотрудничеству. Однако если стратегия Шольца не оправдает себя, то это уже будет не его проблема, а проблема его преемника на посту канцлера.

Отношения с США — дилемма для Вайдель

Также в минувшие выходные в саксонском городе Риза прошел съезд "Альтернативы для Германии", на котором ее сопредседатель Алис Вайдель была единогласно утверждена кандидатом в канцлеры. Отношения с США вышли на передний план и для АдГ, но в ином ключе, нежели для СДПГ. Антиамериканизм в целом присущ многим сторонникам партии, а потому Вайдель оказалась перед дилеммой. В последнее время в поддержку АдГ стал постоянно публично выступать Илон Маск, один из самых активных сторонников Трампа. Бизнесмен ранее заявил, что якобы "только АдГ может спасти Германию", участвовал в онлайн-дискуссии с Вайдель, вел в X (ранее Twitter) прямую трансляцию съезда ее партии. Так что критиковать США для кандидата в канцлеры вдруг стало рискованным, и она свела тему взаимоотношений с Вашингтоном до минимума.

В Ризе делегаты съезда АдГ приняли предвыборную программу, судя по которой ее позиции по некоторым вопросам стали еще более радикальными. Прежде всего это касается миграционной политики — "излюбленной" темы АдГ, выступающей за ужесточение законодательства в этой области. В программе говорится о необходимости "ремиграции" тех иностранцев, которые не имеют права находиться на территории страны. Беженцев предполагается останавливать еще на границах, а процедуру рассмотрения их запросов на предоставление убежища проводить за пределами ФРГ. Партия потребовала запрета на строительство минаретов и ношение хиджабов в общественных учреждениях, в частности школах.

АдГ также выступает за "переход от ЕС к новому сообществу европейских государств" с единым рынком, но при этом в итоге отказалась в документе упоминать о Dexit (выходе Германии из ЕС). В долгосрочной перспективе АдГ считает необходимым создать европейский оборонный альянс как альтернативу НАТО. Кроме того, партия выступает за отказ от евро, выход из Парижского соглашения по климату, поддерживает возвращение воинской повинности. АдГ против обязательной вакцинации в любой ее форме.

В программу был добавлен и один весьма спорный пункт. В нем речь идет о необходимости представлять в более положительном свете кайзеровскую Германию и Пруссию, поскольку, по оценке АдГ, и сегодня многие духовные, технологические и экономические достижения в ФРГ якобы связаны с той эпохой. Как представляется, у соседних стран этот пункт вряд ли вызовет восторг.

Отношения с Россией

Отдельное место в программе АдГ занимают отношения с Россией. "Альтернатива для Германии" требует отмены санкций против РФ и возобновления нормальной торговли с Москвой. Причем делегаты отказались осуждать Россию за участие в конфликте на Украине. Большинство (69% из порядка 600) выступило против внесения в программу АдГ поправки с критикой действий РФ.

Как заявила Вайдель, "Альтернатива для Германии" в случае прихода к власти хочет вновь запустить "Северный поток" и "снести все ветряные мельницы". В программе звучит призыв отремонтировать трубопровод.

К восстановлению импорта российского газа призвал на своем съезде и BSW. Для партии Вагенкнехт налаживание диалога с РФ и антиамериканизм, так сказать, классические темы. Судя по прошедшим в прошлом году региональным выборам на востоке Германии, проблема выстраивания отношений с Москвой сильно волнует немцев.

С точки зрения лидера BSW, антироссийские санкции никак не связаны с конфликтом на Украине, но лишь служат цели самообогащения США. "Санкции не имеют ничего общего с моралью, правами человека, с любовью к миру, они являются лишь программой стимулирования экономики США и программой уничтожения германских и европейских компаний", — сказала Вагенкнехт на съезде, который прошел 12 января в Бонне.

BSW сейчас балансирует на уровне 4–6%, она будет бороться за попадание в Бундестаг, для чего нужно преодолеть 5-процентный барьер. Эйфория, которая еще совсем недавно царила в партии Вагенкнехт, улетучилась, рейтинг падает. Многие наблюдатели связывают эту тенденцию с решением BSW войти в правительства Бранденбурга и Тюрингии на правах младшего партнера в коалициях с СДПГ и ХДС. Тем самым BSW, который позиционировал себя как альтернативу так называемым традиционным партиям, стал терять свой протестный характер и привлекательность для многих избирателей.