Возможна ли новая эскалация между Ереваном и Баку?

Обновлено в 15:00

Возможна ли новая эскалация между Ереваном и Баку?
© BFM.RU

Президент Азербайджана Ильхам Алиев назвал Армению «фашистским государством», которое 30 лет формировалось в этой идеологии и теперь создает региональную угрозу. Он призвал Францию и другие страны прекратить поставки оружия Еревану, а уже поставленное оружие нужно вернуть, иначе мир на Южном Кавказе невозможен, сказал Алиев.

«Фашизм в Армении должен быть искоренен — либо руководством самой страны, либо нами. Другого выбора нет», — отметил он.

Также Алиев заявил о планах «открыть» Зангезурский коридор, который соединил бы основную часть Азербайджана с его нахичеванским анклавом на границе Турции. Их разделяет армянская Сюникская область.

Премьер Армении Никол Пашинян, в свою очередь, заявил, что Алиев пытается обосновать новую экскалацию в регионе и спровоцировать Ереван на агрессивную риторику. Но Армения, по его словам, будет придерживаться мирной стратегии и дальше реализовывать мирную повестку.

Минобороны Азербайджана ранее сообщало, что Армения дважды за сутки нарушила режим прекращения огня в Лачинском районе рядом Нагорным Карабахом. Ереван это опровергал.

О том, как дальше могут развиваться события, рассуждает политический обозреватель, эксперт Фонда стратегической культуры Андрей Арешев.

— Риторика Ильхама Алиева заметно активизировалась в воинственную сторону. В то же время президент Азербайджана говорит о переговорах, которые ведутся в двустороннем порядке. С Ереваном очевидным образом азербайджанская сторона действует с позиции силы, пытается добиться максимальных для себя преференций, в том числе прибегая к силовым угрозам. Насколько они воплотятся в реальные действия, сейчас сказать достаточно затруднительно, к сожалению, не исключены различного рода приграничные обострения и более решительные действия Азербайджана, чтобы добиться требуемых уступок. А требуют они переписывания Конституции Армении, для чего необходим референдум, требуют прекращения вооружения Армении, официальной ликвидации минской группы, что ставится предусловием к подписанию мирного договора. Ну и требуют возвращения бывших жителей Армении на территорию бывшей Армянской ССР и их прямых потомков, то, что в Азербайджане называют вопросом Западного Азербайджана и что радикально изменит этно-демографическую ситуацию в Армении и создаст значительные трудности. В то же время в Ереване заявляют о мирной повестке, одновременно пытаясь частично перевооружать вооруженные силы страны с помощью таких новых для Армении военно-технических партнеров, как Франция, Индия. Процесс носит достаточно сумбурный и неконтролируемый характер, он осложняется геополитическим противостоянием Запада и России.

— В этих условиях что будет с мирным договором? И можно ли обозначить сейчас, кто поддерживает Азербайджан, кто поддерживает Армению?

— Я думаю, что это процесс прежде всего двусторонний, на чем настаивает Баку и с чем согласны в Ереване, поэтому мне трудно сейчас артикулировать позицию каких-то внешних игроков. Да, уходящая администрация Байдена пыталась продвинуть этот процесс, но сделать им это не удалось. А администрации Трампа, согласно многим оценкам, будет не до Южного Кавказа, они сосредоточатся в основном на Иране, на Ближнем Востоке. Но это может тоже иметь некоторые последствия для региона Южного Кавказа, не политико-дипломатического, а несколько иного, военно-политического порядка. Так что процессы вокруг нормализации армяно-азербайджанских отношений в виде мирного договора во многом скрыты от глаз даже экспертного сообщества, но то, что прорывается на поверхность, не располагает к оптимизму в наступившем 2025 году. По крайней мере, пока.

Алиев также выразил надежду, что при Трампе отношения Баку и Вашингтона улучшатся, чего не было при Байдене, который предпочел сближение с Ереваном. Комментирует руководитель армянского Аналитического центра стратегических исследований и инициатив Айк Халатян:

Айк Халатян руководитель армянского Аналитического центра стратегических исследований и инициатив «На мой взгляд, Алиев фактически анонсировал новую агрессию против Армении, и мы видим, что курс Никола Пашиняна, который хотел мира любой ценой с Азербайджаном и ради этого даже пошел на фактическую сдачу Нагорного Карабаха, все равно не привел к миру. Как отмечают многие эксперты, главной целью Азербайджана и Турции являлся даже не Карабах, а полная нейтрализация армянского фактора в регионе. Именно поэтому Ильхам Алиев не идет на подписание мирного договора, даже несмотря на огромные и даже, на мой взгляд, позорные уступки, на которые идет нынешнее армянское руководство, за что его критикуют внутри страны. Алиев даже на этих условиях не хочет подписывать мирный договор и каждый раз начинает выдвигать все новые и новые условия для его подписания, начиная от изменения конституции в Армении и заканчивая уже последними требованиями об ограничении вооруженных сил Армении, о возвращении азербайджанцев в Армению, хотя при этом нет никаких слов не то что о возвращении армян в Азербайджан, я имею в виду в Баку, в Гянджу, в другие города, где они жили, но даже и в Нагорный Карабах. Алиев эффективно использует напряженную международную ситуацию в мире, то, что Россия занята конфликтом с Западом на Украине, то, что Иран очень сильно ослаблен, особенно после сирийских событий. Многие эксперты в Армении настроены пессимистично, считают, что очень вероятна возможность крупной эскалации в этом году, вопрос лишь, когда».

Пашинян добавил, что для долгосрочной стабильности в регионе необходимо в том числе упразднить Минскую группу ОБСЕ по карабахскому урегулированию. Этого ранее добивался Баку. Формат Минской группы позволил разместить российских миротворцев в Лачинском коридоре в период заморозки карабахского конфликта. А если конфликта нет, то нет смысла и в существовании такого формата, говорит Пашинян.

Территориальных претензий у Азербайджана к Армении нет, уверен главный редактор азербайджанского издания Vesti.az Ниджат Гаджиев:

Ниджат Гаджиев главный редактор азербайджанского издания Vesti.az «В Армении не хотят подписывать мирное соглашение. Но мирное соглашение — это процесс, через который Армения должна пройти, это ряд процедур. К примеру, нужно изменить свою конституцию, потому что в Конституции Армении есть отсылка к декларации независимости, в ней говорится, что Армения воссоединилась с Нагорным Карабахом и так далее. Вот эти формулировки нас не устраивают. И в ряде пунктов Конституции Армении есть прямо указывающие моменты, которые претендуют на территорию соседних государств — Азербайджана и даже той же самой Турции. И мы говорим, что, если мы хотим долгосрочного мира, нужно менять конституцию. Конституционный суд Армении заявляет, что мирное соглашение с Азербайджаном и признание ее территориальной целостности не противоречит конституции. Мы не доверяем Армении, поскольку у Армении есть ряд политических групп, которые выступают с реваншистскими идеями и мыслями. Сегодня Пашинян у власти, а завтра он уйдет, придут другие, и они скажут, что мы не признаем антиконституционное соглашение и мирный договор Азербайджана с Арменией, который подписывал Пашинян. И тогда мы вернемся опять на исходную. Эскалации пока особенной не наблюдается, было несколько обстрелов на границе между Азербайджаном и Арменией. Но между Азербайджаном и Арменией на сегодняшний день нет мирного соглашения, нет демаркации границы. Мы не знаем и они не знают, где точные границы. А президент в своем последнем интервью местным СМИ четко сказал, что мы не претендуем на земли, но Армения должна предоставить Азербайджану Зангезурский коридор, чтобы Азербайджан имел доступ между нашим анклавом Нахичевань и Турцией. Сейчас ЕС выделил из так называемого фонда мира Армении очень крупную сумму на вооружение и перевооружение, Индия поставляет вооружение, и это все ситуацию обостряет. Что касается Азербайджана, то у Азербайджана всего лишь один военно-политический союзник официальный — это Турция».

Тем временем правительство Армении одобрило законопроект о начале процесса вступления страны в ЕС. При этом премьер республики Пашинян во время заседания, на котором был одобрен документ, заявил, что решение о вступлении страны в Евросоюз может быть принято только путем всенародного референдума.

Решение армянского правительства прокомментировали в Кремле. Песков заявил, что стремление Еревана в ЕС — это его суверенное право, однако одновременно состоять в ЕС и в ЕАЭС невозможно.