Украинский конфликт и ситуация на Ближнем Востоке: что изменится в 2025 году

Ближайший год станет для мира сложнее 2024-го. Такой прогноз дал директор Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. По его мнению, с приходом к власти Трампа крайне велика вероятность масштабирования конфликта на Ближнем Востоке, а на Украине Запад сделает все, чтобы военные действия не заканчивались. Что ждет мир в 2025-м? К чему нужно быть готовым?

Украинский конфликт и ситуация на Ближнем Востоке: что изменится в 2025 году
© Вечерняя Москва

Украинский конфликт закончится не позднее марта 2025-го, но это не значит, что мы сможем выдохнуть.

— В лучшем случае прекратится военное противостояние. Если получится, это огромный плюс — мы перестанем терять людей и тратить на военные действия колоссальные ресурсы, — пояснил Ростислав Ищенко. — А минус в том, что противостояние с Западом продолжится. Причем — на годы. Санкции — не отменят.

Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев уверен:

— Приход Трампа лишит Украину помощи США. Во всяком случае — финансовой и военной. Дело в том, что Трамп — бизнесмен. И он готов платить только за то, за что не платить невозможно, — пояснил эксперт. — Так что, я убежден, украинский конфликт с Россией он передаст на «аутсорсинг» Европе. Дескать, континент — ваш, русских боитесь вы, в войну вы уже втянулись, ну вот и воюйте, а у нас есть другие дела и другие враги.

Проблема Европы в том, что Украина долго не протянет, считает военный эксперт, член Лиги военных дипломатов Игорь Забелин.

— ВСУ отступают по всему фронту. Их генералы, да и западные аналитики признают, что ВС РФ имеют большое численное и техническое превосходство, — пояснил эксперт. — Сам факт того, что ВСУ разрешили бить вглубь территории России дальнобойными ракетами, что для Запада рискованно — может прилететь «обратка», — свидетельствует: других вариантов сдержать Россию уже нет.

По мнению эксперта, велика вероятность, что ближайшую зиму Украина не переживет.

— Время от времени вся страна остается без света. Если учесть, что свыше 80 процентов перевозок по железной дороге — это электровозы, то мы лишаем ВСУ возможности быстро перемещать к линии фронта технику и боеприпасы. А без непрерывных поставок долго не провоюешь. Плюс отсутствие электричества останавливает оборонные предприятия Украины и ремонтные базы — на «дэсках» — дизельных электростанциях — работать нереально — они маломощные, — пояснил Забелин.

Плохая новость в том, что Украина еще не использовала весь свой мобилизационный ресурс: мужчин в возрасте от 18 до 25 лет.

— Сейчас в ВСУ мобилизуют мужчин в возрасте от 25 до 60 лет. Они заканчиваются. Из США звучат вполне внятные призывы брать всех, кто старше 18, — рассказывает Игорь Забелин. — Логика такая: мы, мол, во Вьетнам брали «срочников» уже с 19 лет, а война была за тысячи миль. А вы свою страну защищаете! Пока Зеленский сопротивляется, но скоро, думаю, сломается. Один раз — в мае 2024-го — мобилизационный возраст уже понизили — с 27 до 25 лет. И ничего: бунтов не было, все пошли.

Пока такого решения не принято, пока число поставленных ВСУ дальнобойных ракет составляет еще не сотни и тысячи, а десятки, конфликт надо завершать. Иначе, по мнению эксперта, военные действия могут растянуться еще на пару лет минимум. Руководство России, очевидно, это хорошо понимает. Ракетные атаки на Украину в последнее время резко усилились. Выбираются новые цели для «Орешника». Так что шансы в 2025 году добить ВСУ у России самые высокие.

Иранский кейс

Дмитрий Журавлев уверен: в 2025 году шансы на большую ближневосточную войну крайне высоки. Начнет ее Израиль при поддержке США. Глава МИД Ирана Аббас Арагчи такого же мнения:

— Конечно, мы готовы к войне, даже к широкомасштабной войне. Но это не наше желание. Это не наш выбор. Если израильтяне предпочтут этот выбор, мы полностью к нему готовы, — заявил представитель Ирана.

Зачем Израилю с Ираном воевать? Политолог Григорий Савельев считает, что Израилю просто некуда деваться:

— Иранские прокси-армии, например «Хезболла» и йеменские хуситы, не дают ему жить спокойно. Они обстреливают его территорию из Ливана, они нападают на израильские корабли. Эту прокси-войну Израиль проигрывает: он не в состоянии воевать долгие годы в режиме 24х7 — такая война Израиль разоряет. Поэтому ему нужно победить Иран: разорить страну так, чтобы руководство думало о ее восстановлении, а не о войне с Израилем. Уничтожить Иран на расстоянии — нереально: у него большая территория, у него средства ПВО и ПРО, большую часть ракет перехватят. Да и сам он ракеты имеет — Израилю тоже достанется. Значит, для победы нужна наземная операция. Но между Израилем и Ираном — Сирия и Ирак: нужно идти через их территории. Понятно, что они израильскую армию не пропустят — Израиль их враг. Значит, придется воевать и с ними. Вот вам и большая война.

Дмитрий Журавлев, в свою очередь, считает, что война с Ираном, как ни странно, очень нужна и Трампу.

Иран сейчас — один из важнейших союзников Китая, главного врага США. Дело в том, что территорию этой страны Поднебесная использует как часть логистического коридора к богатым европейским рынкам, — пояснил Дмитрий Анатольевич. — Да, у Китая в качестве такого же коридора есть Россия. Но мы весь транзит не вытягиваем. БАМ окончательно не достроен, а Транссиб перегружен. Северный морской путь — тоже вариант, но это пока перспектива. Так что Иран как уже работающий коридор для Китая важен. Трамп же хочет ограничить Китай, не дать ему развиться до степени нового мирового гегемона. Чем меньше в Европу попадет китайских товаров, тем меньше Китай заработает. Поэтому Трамп и готов воевать с Ираном. Вообще, почти все войны, которые в последние десятилетия идут, это войны за логистические пути. Кто эти пути контролирует, тот и зарабатывает. Не исключено, что в конфликт будет вынуждена вмешаться и Россия.

— Очевидно, что Израиль и Штаты вновь попытаются свергнуть президента Сирии Башара Асада, чтобы взять страну под свой контроль и заодно выгнать с ее территории российскую военную базу «Хмеймим», — пояснил Григорий Савельев. — Логика простая — «чтоб два раза не вставать»: раз уж воюем, то разбираемся со всеми врагами в регионе разом. Так что, к сожалению, ближневосточный конфликт будет и нашим тоже. Хотя, очевидно, и не таким масштабным и кровопролитным, как украинский.

Хиросима 2.0

В следующем году, вероятно, разразится война в Тихом океане. И зачинщиком, скорее всего, тоже будет Трамп.

— На пост госсекретаря США, т.е. главы МИДа, выдвинут сенатор Марко Рубио, который дважды попадал под санкции Пекина за ярко выраженную антикитайскую риторику, — рассказывает Григорий Савельев. — Ясно, для проведения какой политики его зовут на один из главных в государстве постов.

Кстати, с выдвижением на пост Марка Рубио тут же поздравил глава администрации Тайваня Лай Циндэ. Это вызвало явный гнев Пекина.

— Какие бы люди ни занимали разные должности в новом правительстве США, это не изменит статус Тайваня как части Китая. В своих попытках добиться независимости с помощью США правительство Лай Циндэ неизбежно придет к горестному финалу, превратившись в жертву, — заявил представитель канцелярии Госсовета КНР по делам Тайваня Чэнь Биньхуа.

Впрочем, словесными выпадами дело не ограничивается. Американские военные приступили к восстановлению заброшенного аэродрома на острове Тиниан в Тихом океане, сообщает американское издание The Wall Street Journal.

Именно с этого аэропорта, кстати, взлетали самолеты с атомными бомбами, сброшенными на Хиросиму и Нагасаки. «Военные расчищают густые заросли, чтобы освободить ВПП и подготовиться к кризису в Азии, — пишет издание. — На протяжении длительного времени эта база не представляла интереса для американцев, но в связи с усилением напряженности в отношениях с Китаем, а также разработкой Пекином новых видов вооружения, способных поражать широкий спектр целей, ситуация изменилась».

А вот еще, оттуда же:

«США определили, какие базы региона смогут принять войска, включая так называемую Вторую островную цепь. Сюда входят гражданские и военные полевые аэродромы, где военно-воздушным силам важно иметь ВПП длиной не менее двух километров».

Даже американские эксперты уверяют, что войны не миновать.

— В случае конфликта между Пекином и Тайбэем Штаты рассчитывают на военную помощь Японии и Южной Кореи, — дает расклад профессор кафедры истории Американского университета в Вашингтоне Питер Кузник. — США также пообещали прийти на помощь Филиппинам в Южно-Китайском море и Японии в Восточно-Китайском. Происходящее в обоих регио нах чревато опасностью.

Дмитрий Журавлев констатирует:

— Идея фикс Трампа — остановить Китай, не дать ему стать новым глобальным гегемоном, — пояснил политолог. — Шансы Китая стать гегемоном — очень хорошие.

Действительно, по ряду показателей его экономика — первая в мире. У Китая есть ядерное оружие. У него около полутора миллиардов населения, которое, в отличие от американского, любит и умеет трудиться. В Китае нет людей, живущих поколениями на пособие по безработице. Иными словами, его человеческий капитал выше американского. Если не остановить Китай в ближайшем будущем, то он просто победит в мирном соревновании — без войны.

— Главная проблема Китая — это хоть и сильная, но неустойчивая экономика, — пояснил Григорий Савельев. — Китай растет, пока торгует. Если торговые пути ограничить и торговлю снизить, у Китая начинаются проблемы. Причем — внутриполитические. Ведь китайцы уже привыкли жить хорошо. Если уровень жизни из-за «торговых войн» начнет снижаться, товарища Си могут просто снести. Ведь даже в руководстве компартии Китая есть проамериканское лобби, которое хочет не оспаривать у США гегемонию, а дружить с ними — как автор китайских реформ Дэн Сяопин.

У Трампа ничего не выйдет

Дмитрий Журавлев считает, что США, да, могут начать — руками союзников — воевать с Китаем. Но его невозможно ни «победить на поле боя» — это ядерная держава, с которой возможна только ничья, ни задавить экономически.

— Трамп уже заявил, что готов повысить пошлины для китайских товаров до 60 процентов. И это притом что они уже сейчас высокие, — рассказывает Дмитрий Журавлев. — Я думаю, ему еще не объяснили, что тогда нижнее белье будет стоить как космический корабль. А производить товары народного потребления у себя будет еще дороже: зарплаты в США существенно выше китайских, налоги для предприятий тоже. Да, Китай зависит от американского экспорта. Но точно так же США зависят от китайского импорта. Так что ограничить Китай Штатам вряд ли удастся.

Директор Института политических исследований Сергей Марков уточняет:

— Я считаю, Штаты воевать с Китаем не станут — Трамп не любит войн, он бизнесмен. Борьба будет экономической. Он продолжит повышать пошлины на китайские товары, но, главное, ограничит его возможности покупать новые технологии и воровать технологии чужие. Ну, например, запретит союзникам продавать Китаю самые последние технологические решения. Параллельно он будет крепить антикитайский блок в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Подтянет туда Индию, Южную Корею, Японию, Филиппины. Заставит их вести против Китая экономическую войну, наращивать военное присутствие в регионе, чтобы Китай нервничал и увеличивал свои военные расходы. А войны чтобы не было.

Что касается Украины, то, как считает Сергей Марков, в 2025 году мы заключим с ней мир.

— Я не вижу близкого краха ВСУ. Мы уже целый год наступаем, и успешно, но пока не освободили даже ДНР. А на Украине, вспомните, десятки крупных городов. И Украина собирается за них воевать. Так что, я думаю, придет Трамп, и будет мирное соглашение. Но не по корейскому сценарию — ни мира, ни войны. Будет какой-то компромиссный мир, но с признанием нейтралитета Украины. А вот президент там точно будет проамериканский. Ведь чтобы поставить своего или присоединить Украину полностью, ее нужно будет занять. Но тогда нам придется воевать уже с НАТО, а нам это не нужно. Что касается Ближнего Востока, то войны удастся избежать. Ирану она не нужна: им проще снизить поддержку своих прокси, чем рисковать самой государственностью в войне с Израилем и США. Так что 2025 год, думаю, будет мирным. Как видите, мнения экспертов разделились. Одни считают, что Трамп просто обязан развязать две новые войны, другие считают, что он будет более прагматичным. Хочется в это верить. Россия уж точно за мир. Но — на своих условиях, иначе СВО и начинать не стоило. Очевидно одно: роль мирового гегемона ни с войной, ни без Штаты уже не «вывозят». Их не слушаются. Им не хотят уступать. Россия решилась даже на прямой военный конфликт и его выигрывает. Гегемон уже не тот, идет передел мира.

В ТЕМУ

Главное глобалистское СМИ мира — журнал The Economist — дало ряд прогнозов на 2025 год, касающихся украинского конфликта. Вот основные тезисы:

Ситуация с мобилизацией к весне может стать непоправимой. Около 20 процентов военнослужащих ВСУ дезертируют с поля боя.Дональд Трамп после инаугурации заморозит пакет военной помощи Украине. Это позволит надавить на Киев, чтобы начать переговорный процесс.Боевые действия в 2025 году не прекратятся полностью, но сохранятся на нескольких участках, пока будут длиться долгие и сложные переговоры. Крым и Донбасс останутся за Россией.РФ «покалечат психику Украины», прорвавшись в Днепропетровскую область.Выборы президента и Рады на Украине могут состояться 25 мая 2025 года.

КСТАТИ

Историк и математик, автор книг Григорий Кваша, который в свое время предсказал начало СВО, дал оригинальный прогноз на 2025 год. США, по словам историка, будет ждать многолетняя депрессия. Дело в том, что Штаты многие столетия строили свое величие и свой успех на чужой энергии. Сначала они отобрали чужой ресурс — земли индейцев. Затем эксплуатировали рабов, привезенных из Африки. Отобрали земли у Мексики. Затем, воспользовавшись результатами двух разорительных для Европы мировых войн, стали продавать миру «стабильность» в виде ничем не обеспеченных долларов.

— Пока американцы еще верят в свою «исключительность» и «богоизбранность». Но в 2025 году эта вера, и без того подорванная тем, что Америку не слушаются, начнет осыпаться, — считает эксперт. — Вместе с верой уйдет и «величие» Америки.