Сирийские повстанцы вошли в пригороды ключевого города Хомс

Противники Башара Асада продолжают продвижение к Дамаску. По данным Al Arabiya, боевики вышли на северные окраины стратегически важного города Хомс. В командовании сирийской армии это не подтверждают. Также Минобороны Сирии опровергло информацию о выводе вооруженных сил из Дамаска и его окрестностей. В пабликах в субботу вечером появились видео, как боевики демонтируют памятник Хафезу Асаду — отцу президента Башара Асада — в одном из пригородов Дамаска. Телеканал Al Jazeera сообщил, что террористы вошли в город Пальмира на востоке провинции Хомс в третий раз с 2011 года, когда начался сирийский кризис.

Сирийские повстанцы вошли в пригороды ключевого города Хомс
© BFM.RU

О том, что происходило в субботу вечером в районе Дамаска, «Бизнес FM» рассказала жительница пригорода сирийской столицы Мария:

«В пригород, где мы находимся, вошли оппозиционеры. Это нам так говорят, мы их видеть не видели. Мы видели, что танки проехали, солдаты проехали, а потом слышали какие-то далекие то ли взрывы, то ли удары. Мы находимся близко к Дамаску, где-то в 30-35 километрах. С утра в магазинах все с полок разобрали. Все, что можно было, так сказать. Люди в панике. И из аптек. Все запасаются лекарствами, потому что никто ничего не знает, никто ничего не сообщает. Чтобы хотя бы посмотреть телевизор, нужно электричество, свет не дают сегодня вообще. Интернет дают на минуту и выключают снова. Предупреждают, что лучше не выходить из домов. Неизвестно, что будет. У меня внучкам сказали не приходить в школу, все сидят дома. Нельзя сказать, что город оцеплен, но боевики близко подошли».

Обстановка в Сирии обсуждалась в Катаре на консультациях министров иностранных дел России, Ирана и Турции. В ходе встречи Сергей Лавров заявил, что Россия продолжает оказывать военную помощь Сирии. Он опроверг сообщения о том, что российские корабли уходят с военно-морской базы в сирийском Тартусе. Лавров не стал отдельно комментировать сообщения Sky News Arabia. Как утверждал телеканал, Москва предупредила президента Сирии Асада, что Россия не намерена существенно вмешиваться в происходящее в Сирии. Как подчеркнул Лавров на встрече в Катаре, Россия убеждена в недопустимости использования террористов в целях каких-либо стран, как сейчас это происходит в Сирии. «Совершенно неприемлемо использовать террористов для достижения геополитических целей», — заявил глава российской дипломатии. О развитии ситуации и об итогах встречи в Катаре с участием Лаврова говорит политолог, востоковед Елена Супонина:

Елена Супонина политолог, востоковед «Вопросы были очень жесткими и, пожалуй, похлеще, чем об этом говорят сейчас на многих телеканалах — как западных, так и восточных. И Сергею Викторовичу пришлось отвечать на эти жесткие прямые вопросы. Мне в его ответах почудился все-таки пессимизм и признание того факта, что дела в Сирии идут не так, как хотелось бы Москве. Что усилия, которые прилагались на протяжении последних десяти лет, пошли прахом. Но при этом Россия надеется все еще на то, что правительство Асада устоит, и, раз оно устоит, как надеются в Москве официальные лица, значит, можно будет вести разговор о каких-то новых договоренностях и о судьбе российских баз на территории Сирии. Но на самом деле с каждым днем и часом ситуация в стране становится все более опасной, еще днями назад мы говорили о том, что сирийская армия должна сражаться возле города Хама, тем не менее получилось, что оттуда пришлось отступить. Теперь уже речь идет о другом городе — Хомс, и это все ближе и ближе к столице, Дамаску. Мало кто говорит о том, что и на востоке, и на юге тоже подступают недружественные правительству силы, так что наступление теперь идет не только с севера. Такое событие, как мы видим сейчас, не выгодно ни Иордании, ни Египту, ни многим другим, но это факт. И Ираку оно невыгодно. Турция довольна, потому что это сейчас наступают силы, которые лояльны турецкому президенту Эрдогану, правительству Турции, имеют хорошие связи с турецкими спецслужбами, и турецкий президент давно предъявляет счет к коллеге из Сирии, говоря о том, что с ним трудно было договариваться, хотя и сам Эрдоган непрост во время ведения переговоров. Но тем не менее остальные соседи Сирии, и Ливан тоже, в ужасе смотрят на происходящее, потому что речь идет о наступлении радикальных исламистов, которых, вообще-то, сажают в тюрьмы и в Египте, и в Иордании, и во многих других государствах».

Лавров сообщил, что Москва поддерживает возобновление переговоров между Дамаском и оппозицией. Он также сказал, что Россия, Иран и Турция договорились содействовать прекращению боевых действий. Комментирует шеф-редактор Восточной редакции информационного агентства Regnum Станислав Тарасов:

Станислав Тарасов шеф-редактор Восточной редакции информационного агентства Regnum «Что касается конкретных условий, пошаговых действий, направленных на прекращение боестолкновений в самой Сирии, то до этого, конечно, очень далеко. И внутри стран существует масса противоречий, и поэтому не совсем ясны итоги этого саммита, насколько эти заявления будут претворяться в жизнь. Все дело в том, что Турция настаивает на изменении формата политической власти в Сирии и на чуть ли не отставке Асада, что говорит о появлении коалиционного правительства, говорит о силах оппозиции, но не разделяет реально действующую аффилированную с Турцией сирийскую оппозицию с джихадистскими террористическими группировками, которые находятся на острие атаки, это во-первых. Во-вторых, Эрдоган считает, что главным направлением атаки должен быть теперь Дамаск. При этом Иран заявляет, что в случае необходимости они могут по просьбе Дамаска направить свои войска в Сирию. Почему? Потому что захват Хомса перерезает коммуникации Ирана с «Хезболлой» в Ливане, а это поражение сразу на двух направлениях — на сирийском и ливанском, это удар по Ирану полностью окончательный. Тогда Ирану нужно пойти на присутствие и на военную конфронтацию. Наконец, третий участник — это Израиль, который вроде бы, с одной стороны, заинтересован в ослаблении позиций «Хезболлы» в Сирии, но абсолютно не заинтересован в том, чтобы в Дамаске правили джихадисты. И не случайно у них на совещании Совета национальной безопасности Нетаньяху заявлял, что Асад предпочтительнее джихадистов, это меньшее из зол».

Ранее газета The Wall Street Journal со ссылкой на источники сообщила, что представители Иордании и Египта предложили сирийскому президенту Башару Асаду в срочном порядке покинуть республику на фоне активных боевых действий. Однако в пятницу Асад по-прежнему был в стране, отмечает издание. В Аммане и Каире публикацию не комментируют.